Отдел продаж

Телефоны: (3532) 25-27-22, 93-60-02, 93-50-02

E-mail: [email protected]

г.Оренбург, ул.Беляевская, д.50/1, стр.1

 

Разное

Когда началось каменное строительство на руси: Каменное строительство на Руси.: fraukorps — LiveJournal

Содержание

Каменное строительство на Руси.: fraukorps — LiveJournal

Восточные славяне предпочитали строить свои дома и сооружения из дерева из-за обилия лесных угодий в местах своего проживания, камень не считался удобным строительным материалом. Дерево является очень лёгким в обработке, имеет относительно небольшой вес, хороший теплоизолятор, но по причине своей горючести, лёгкой повреждаемости грибами и насекомыми, невысокой прочности, наши предки начали использовать камень в качестве защитных построек. Первое применение камня для строительства в древней Руси на основании археологических раскопок относится к VIII веку, а первые сообщения из летописей дают нам сведения о крепостных стенах только с XI века, ими были обнесены города Тарту (1030), Киев (1037) и Новгород (1044). Каменные ограждения строили из кирпича и камня, толщина стен достигала 6 м, высота – 10,7 м. Высота назначалась в соответствии с важностью населённого пункта, а толщина должна была соответствовать мощи стенобитных машин. Наряду со стенами в ограждении ставились башни, имевшие форму четырёхугольную или круглую. Диаметр круглых составлял 21,3-36,2 м (от 10 до 17 саженей), высота до 32 м (15 саженей), верх башен был всегда открытым, поэтому крыши, которые мы видим на современных башнях кремлей, появились позже. Ворота делались размером от 2 на 2 до 2 на 3 сажени, то есть шириной 4,26 м и высотой 4,26-6,39 м.

Для скрепления каменных башен и стен применялся известковый раствор, который пришёл к нам из Византии, а саму кладку вели с деревянных лесов. Первый «СНиП» на строительные работы был издан в XI веке и назывался «Строительный устав», к этому времени существовали отдельные мастеровитые люди, которые занимались сооружением городских стен – городники, мостов и переправ – мостники. Мосты поначалу делали тоже из дерева, каменные сооружались возле кремлей.

Первые церкви построенные на Руси были сооружены византийскими строителями, которые отличались от современных гастарбайтеров наличием навыков и обучали в процессе работ русских строителей. По этой причине кладка X и XI веков идёт по византийскому образцу, в которой ряды бутового камня чередовались с плоским квадратным кирпичом-плинфой, швы делались толщиной в кирпич, в известковый раствор примешивали цемянку (толчёный кирпич). Одним из примеров такой кладки выступает Софийский собор в Киеве. Здание стоит на ленточном бутовом фундаменте неглубокого заложения (70 сантиметров), кладка чередующаяся, 4-5 рядов плинфы размером 365х312х45 мм и один ряд камня на известково-песчаном растворе с цемянкой, кирпич через один ряд углублялся в стену, поэтому швы кажутся втрое толще рядов. Арки, своды и купола выполнены из кирпича на известковом растворе, покрытие кровли выполнялось из свинцовых листов. Для облегчения кладки и акустических целей в стенах заложены глиняные горшки-голосники.

С X по XII века стены большинства зданий выполнялись в своего рода опалубке, с двух сторон укладывался камень чередующийся плинфой, а внутрь засыпался битый кирпич и рваный камень, который заливался известковым раствором, такая кладка обрела название бутовой. Здесь прослеживается желание сэкономить на дефицитных материалах и облегчить тяжёлую и кропотливую работу, подтверждением этому служит дальнейшее упрощение и уход от византийских приёмов строительства. Тёсаный камень и кирпич были новыми и редкими материалами, для их производства требовалось время и месторождения, а кладка больших стен требовала огромных затрат труда из-за веса камней и необходимости соблюдать порядовку.

Фото 2. Дмитриевский собор во Владимире. Год постройки 1191.

В XIII веке в Киевском, Полоцком и Черниговском княжествах каменные конструкции из-за недостатка природного камня заменяют на кирпичные, что способствует появлению новых архитектурных элементов кладки. Сам кирпич из квадратного меняют на более удобный прямоугольный, начинается производство фигурного кирпича для фасадов. В Новгороде и Пскове кирпич не получает распространения, всё строительство ведётся из камня. В Ростово-Суздальском княжестве поначалу сохраняется техника времён Киевской Руси, но самые выдающиеся памятники белокаменного строительства это Владимиро-Суздальские церкви и соборы XII века, которые входят в число памятников Золотого кольца России. Так Успенский собор, изображённый в заголовке статьи, построенный во Владимире в 1158-1160 годах, выполнен полубутовой кладкой, наружные стенки сделаны из тщательно отёсаного местного известняка со швами в 2-3 мм, внутреннее пространство заполнено рваным камнем и залито известковым раствором, стены украшены резными орнаментами.

Фото 3. Белокаменная резьба Дмитриевского собора. Видны швы между отдельными камнями наружной кладки.

В то же самое время кроме кирпичной и бутовой кладки появляется кладка «в коробку», когда в ограждённое бревенчатой опалубкой место заливали раствор, это стало прообразом бутобетонных конструкций. В XIII и XIV веках в результате монгольского нашествия, каменное строительство не прекращается только в Новгороде и Пскове, в остальных русских землях имеется промежуток приостановления строительства, а возобновление сопровождается заимствованием лучших образцов Владимиро-Суздальского княжества.
Продолжение истории конструкций здесь: Каменное строительство в России. Часть 1.

Первые каменные постройки на Руси конца X

Архитектура Древней Руси

С XI века, после крещения Руси, паралельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревыннях городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы — собирательницы русских земель.

В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные решения. Сложные сооружения, такие, как дворцы — Большой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов — палат, соединяемых переходами и галереями, в чем просматривается наследие деревянных построек.

В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определялось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола (от одного до пяти куполов).
Хотя русские церкви того времени были построены по единому образцу,
они были разнообразны по размерам, объемным формам и средствам декоративной обработки.
Большинство сооружений до XVI века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

Однако каменные шатровые храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров. Нередко закомары, отрезаемые карнизом от основной части стены, дополнялись в этих сооружениях вторым и третьим рядами арочек меньших размеров. Благодаря этому церковь в завершающей своей части представляла как бы пирамиду, служившую основанием куполу. К основному объему церкви нередко с западной входной части примыкала низкая и широкая пристройка, перекрытая на два ската,— трапезная. К ней, в свою очередь, примыкала колокольня.

Читайте также:

Источники

Узнай Москву в событиях

В 1367 г. – строительство белокаменного Кремля. С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная».
     В XII в. Кремль был сложен из сосновых брёвен. В начале XIV в. стены построили из дуба. В конце XIV в. деревянные стены заменили белокаменными. Это произошло в 1367 г., при великом князе Дмитрии Донском. Деревянные стены Кремля заменили стенами и башнями из белого камня. По данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма.
     Это время было отмечено яростными набегами татаро-монгольских полчищ. Всё это требовало новых, более прочных крепостных сооружений. К тому же, как уже упоминалось, старый Кремль был построен из дерева. Поэтому он хоть и был достаточно мощным, чтобы выдержать вражеские нашествия, все же оставался беззащитным перед огнем. И пожар, случившийся в 1365 году, уничтожил весь город до основания. Он не пощадил и дубовые стены Кремля. Тогда, чтобы защитить город, Дмитрий Донской повелевает выстроить белокаменный Кремль в Москве.
     Итак, строительство белокаменного Кремля в Москве началось. В течение всей зимы в неё возили материалы для создания крепости. Белый камень для строительства добывали в Подмосковье, в тридцати километрах от города, из каменоломен под селом Мячково. Этот камень издавна использовался на Руси и был одним из самых любимых материалов. Перевозили камень из Мячково на санях, после чего предстояла ещё и теска камня. Это был такой масштаб белокаменных работ, которого еще не знала Древняя Русь. За четыре зимних месяца наши предки перевезли на конных санях более ста тысяч тон строительного камня, добытого в каменоломнях Мячково. К постройке Кремля приступили, когда все материалы были готовы, а именно весной 1367 года. Так начиналась белокаменная Москва. Под стены новой крепости заложили крепкий фундамент, который благополучно стоит до сих пор.
     К сожалению, до настоящего времени не дошло документальных сообщений о том, как выглядел первый белокаменный Кремль в Москве. Судить об этом можно только благодаря имеющимся сведениям из летописей и рисункам А. М. Васнецова. Известно, что каменные стены и башни строили на значительном расстоянии от старых сооружений. Поэтому территория Кремля значительно расширилась. Толщина стен по некоторым подсчетам достигала двух – трех метров. Также роль защитных сооружений выполнял широкий ров, через который перекидывались мосты. В стенах были установлены бойницы, которые закрывались прочными деревянными щитами. В шести башнях были построены проездные ворота. Через реку Неглинную был перекинут первый каменный мост в Москве. Спустя полтора столетия на его месте построили Троицкий мост, который стоит и сегодня. После окончания строительства белокаменный Кремль стал самой мощной крепостью в Европе. Кстати, его площадь на тот момент практически достигала современной.
     Белокаменный Кремль в Москве простоял почти полтора столетия. Он выдержал не одно яростное нападение и вражескую осаду, надежно защищая город от неприятеля. Именно благодаря этой крепости Москва приобрела название «Белокаменная».

Источники


1. ru.wikipedia.org 2. naturalnyikamen.ru (из истории «мячковского» известняка) 3. fb.ru (из статьи Елены Томиловой)


Автор статьи

Ермолаева Виктория, ГБОУ Школа № 904, 1 «З»

Каменное зодчество. Всё об истории древнерусского зодчества

Каменное зодчество

Несмотря на то, что дошедшая до нас древнерусская каменная архитектура в какой-то мере изменена позднейшими влияниями, она имеет древнюю основу. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты русского каменного зодчества. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.

Характерной чертой древнерусского каменного зодчества с самого начала его возникновения являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Он был шести – или четырехстолпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Закругленные абсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают угловатость, храм выглядел почти скульптурно. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Она одна стоит в поле, на берегу реки, вокруг нет никаких строений, словно огромная белоснежная статуя церковь видна издалека, даже с окраины Владимира.

Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и др. Особенностью, например, псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до нашего времени.

Основными характерными особенностями архитектурного стиля древнерусского зодчества X – XII века являются стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий и строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера.

В конце XII века начинается новый этап развития древнерусской архитектуры, прерванный в 30 – 40–х годах следующего столетия монголо-татарским нашествием. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым, необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется внешним формам – экстерьеру. В этом состоит особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная разработка фасадов.

Вертикальная динамическая устремленность композиции, придававшая архитектурному образу русской церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех русских архитектурных школах того времени. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции русской архитектуры сохранились.

После превращения Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. Здание собора по стилю близко владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими, белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484 – 1489 годах неподалеку от Успенского собора возводится Благовещенский собор, в 1505 – 1509 годах сооружается Архангельский. Удивительным архитектурным памятником этого времени является Грановитая палата, представляющая собой квадратное одностолпное строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху.

В XVI веке русская архитектура достигает нового расцвета. В это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в селе Коломенском (1532 год), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость и др.

Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. В XIV веке митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики перевели монастыри с келиотского устава на общежитейный. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Площади монастырей разрастаются. Для их охраны возводятся мощные сооружения. В XIV – XV веках возникли крупнейшие монастыри: Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спас-Ефимьев и др. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Создание многих монастырей связано с деятельностью тех, кто осваивал российские земли.

Одним из выдающихся памятников зодчества является Соловецкий монастырь. Монастырь был мощнейшей крепостью, в течение почти 300 лет прикрывавшей единственный морской путь в Западную Европу. Строительство Соловецкого кремля началось в XV веке, а завершилось к началу XVI-го. Несокрушимость кремля обусловлена, прежде всего, тем, что при его создании было найдено оптимальное решение древней строительной проблемы.

С давнего времени в архитектуре боролись два принципа: стремление использовать естественный камень и попытка заменить его искусственным кирпичом. Кирпич – хрупок, а естественный камень – практически вечен, однако для того чтобы сложить из него крупное сооружение, нужно придать каждому камню ровную поверхность, что требовало огромного труда.

Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Стены кремля на Соловках сложены из огромных многотонных глыб, но их не обтесывали и не подгоняли. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. Стены получились особенно прочными, так как внешняя цементирующая камень корка не была нарушена. Занимая малую площадь, кирпич не разрушался, ему некуда было осыпаться, так как со всех сторон он был зажат многотонными валунами. Так издавна строили и в Новгороде, но таких огромных блоков, как в Соловецком монастыре, нигде не использовали.

В XVI веке внутри Соловецкого кремля возводятся крупнейшие каменные сооружения Руси того времени – Успенская трапезная церковь (1552 – 1557), Спасо-Преображенский собор (1558 – 1566) и многочисленные постройки. Для промысла в монастыре строились одни из первых на Руси каменные производственные помещения. Здание водяной мельницы является древнейшей из сохранившихся построек производственного характера. Через крытую аркаду оно соединялось с помещением сушильни, где перед помолом сушилось зерно.

Очень интересна архитектура этих зданий. Фасад мельницы членится широкими лопатками и завершается под карнизом декоративным фризом – богатым на освещенном фасаде и более скромным – на фасаде, затененном галереей. Торцовые фасады завершались щипцами, и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Таким образом, декоративный пояс карниза изменялся в зависимости от линии кровли и условий освещения при одних и тех же декоративных элементах. Стремление к высокохудожественному совершенству архитектуры скромного хозяйственного сооружения, расположенного на скрытом от посторонних взоров хозяйственном дворе, является важной особенностью, свидетельствующей о тонком художественном чутье народных мастеров.

Тысячелетние традиции деревянной архитектуры не были забыты и в XVI – XVIII веках. В XVI – XVII веках и в каменной архитектуре сформировался своеобразный шатровый стиль, копирующий соответствующие деревянные сооружения. Так, в Москве в Покровском соборе на Красной площади можно увидеть много типичных для деревянной архитектуры деталей. Здесь и крытые переходы, и наружные лестницы, крылечки, и сочетания шатрового и луковичных верхов, и многое другое, определяющее народный вкус.

В Софийском соборе Новгорода также сказалось влияние традиций русской деревянной архитектуры, но в более скрытой форме. В начале XVII века наблюдается некоторый упадок в развитии архитектуры, связанный с иностранной интервенцией и разрухой. Конец XVII века характеризуется новым расцветом русской архитектуры. В это время с Запада в русские города проникают элементы архитектурного стиля барокко (в переводе с итальянского – странный, неправильный), который распространился из Италии во многие страны.

Барокко представляет собой торжественный и пышный стиль, который характеризуется изогнутыми формами и линиями, обилием лепных или резных внешних и внутренних украшений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и др. В русской архитектуре влияние барокко сказалось несколько позднее. Сложившийся в конце XVII века стиль нарышкинского или московского барокко вырос на основе местных архитектурных традиций и свидетельствовал лишь об отходе строителей от церковных догм.

В основном эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы с колоколами. Главной частью таких зданий является восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводом и колокольней над ними с небольшой главкой. Такие здания были типичны для конца XVII века. Эти церкви-колокольни имели в русской архитектуре давние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV века в Троице Сергиевском монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI века и др.

Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты. В этом стиле начинают строиться петербургские дворцы, а также дворцы в Царском Селе и Петергофе. Великолепие Екатерининского дворца поражает: огромной длинный фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубом фоне, серебристые крыши и др. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в России, как и во многих европейских странах, распространяется новый архитектурный стиль – классицизм. Подобно архитектуре эпохи Возрождения, классицизм возвращается к основным античным ордерам или стилям, существовавшим в Древней Греции – дорическому, ионическому, коринфскому. В принципе ордерная система представляет собой ту же балочно-стоечную конструкцию, которая лежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная.

В дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинами – канелюрами – вырастает прямо из каменного пола – стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой – эхином, поддерживающим более широкую квадратную плиту – абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Он состоит из балки – архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости – менопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента находится фронтон – треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры.

Ионический стиль – более изящный. В некоторых случаях дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, а ионические – с грациозной фигурой женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали).

В коринфском ордере по сравнению с дорическим колонны более стройные и изящные. Капитель колонны со временем стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными.

На территории страны стали вновь возрождаться и распространяться белоснежные портики и храмы античного вида. Однако в некоторых случаях колонны из несущих конструкций превращаются теперь в декоративные элементы. Наряду с ними часто употребляются пилястры, представляющие собой четырехгранные колонны, утопленные одной стороной в стену.

Отличительными признаками классицизма в архитектуре являются строгие геометрические формы, безупречная композиция и точно выдержанные пропорции здания. Архитекторы Д. Кварнеги, И. Старов, К. Росси, М. Казаков, О. Бове, А. Воронихин, В. Баженов и другие создали выдающиеся произведения в этом стиле: Казанский собор в Санкт-Петербурге, дом Пашкова в Москве и др.

В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм. Примерами являются ансамбли Архангельского, Останкина, Кускова, Муранова, Остафьева, Ольгова, Никольского-Урюпина. В это время богатые купцы заказывали вычурные, перегруженные излишними украшениями особняки с деталями самых разных стилей – от романского до барокко. Как правило, строения романского стиля представляют собой возвышающиеся на холмах каменные храмы и замки со сторожевыми башнями. Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления. На капителях и у подножия колонн, на окнах, стенах, особенно у дверей романских соборов, гнездятся и кентавры, и львы, и полуящеры-полуптицы, и всякого рода языческие химеры.

Позднее распространяется так называемый псевдорусский стиль, представляющий собой имитацию старинной русской архитектуры. Одновременно с псевдорусским стилем зарождается стиль модерн, не получивший широкого распространения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Каменное строительство в России. Часть 1.: fraukorps — LiveJournal

Это продолжение материала, начало читайте здесь: Каменное строительство на Руси.
С XV века в каменном строительстве начинает расти роль кирпича, его форма и размеры везде различны, в Новгороде применяют полуплинфу размерами 280х230х75 миллиметров, в Москве «государев» кирпич, который производят на государственных заводах, он прямоугольный 312х134х89 миллиметров (7х3х2 вершка), было и множество других размеров принятых производителями 323х189х106, 557х289х156. Прямоугольная форма позволяла делать разную перевязку швов для большей прочности кладки и её выразительности при выполнении архитектурных деталей. В XVI и XVII веках естественный камень начинает вытесняться кирпичом, при этом преобладают три вида кладки: цепная, тычковая и крестовая.

Рисунок 1. Кирпичная кладка стен XVII века: а) тычковая, б) цепная, в) крестовая.

Каменные сооружения в России продолжают сохранять своё преимущественное значение как религиозные и оборонные, а часто и оба сразу. В XV веке заново перестроен Московский Кремль, цоколь выполнен из тёсаного камня, а стены кирпичные, внутренние пространства выполнены забутовкой из рваного камня, общая длина крепостной кладки составила 2,25 км, высотой до 16,46 м, по углам и сторонам установлены 18 башен. Также в Москве строятся оборонительные монастыри Донской, Ново-Девичий, Данилов, Симонов, Ново-Спасский. Стены Новгорода бывшие каменными, в XV веке были усилены обкладкой кирпичом с обеих сторон. В 1492 году на правом берегу реки Наровы (теперь Нарва), псковичами выстроена крепость Иван-город с мощными стенами толщиной 3-5 метров и 10 башнями, строительные работы были выполнены за 3 месяца. Весь XVI век эта крепость испытывала на себе удары поляков, шведов и немцев, переходила из рук в руки, разрушалась и восстанавливалась вновь. На вологодчине построен и усилен Кирилло-Белозёрский монастырь, который в 1612 году успешно выдержал осаду польско-литовских войск. Как видно из этих примеров, крепости и монастыри имели охранное значение на торговых путях нашего государства и способствовали его возвышению.

Фото 2. Благовещенский собор Кремля.

Кроме оборонительных сооружений строятся культовые, самые значительные в Москве. Первые из них исполняются по образцу Владимиро-Суздальских соборов, а позже приобретают свои особенности. В XV-XVI веках возведены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, служившая главной дозорной и сигнальной башней, а главное, имеющий мировую известность, Храм Василия Блаженного, который воздвигнут в 1555-1560 годах во время царствования Ивана IV Грозного в честь победы над Казанским ханством. Этот храм имел множество новшеств по тем временам, например плоские кирпичные перекрытия (прежде они делались сводчатыми или арочными), разнообразие форм кирпичного декорирования собранных в одном здании, уникальная отделка фасадов, интерьеров и купольных глав. В 1584 году при Иване IV создан Приказ каменных дел – учреждение, которое управляло государственной строительной промышленностью, с этого момента вводится тот самый «государев» кирпич, описанный ранее.

В тот исторический промежуток строительство вели специальные артели, руководили которыми зодчие с большим опытом выполненных работ, артели имели комплексный состав из строителей разных направлений, численность при этом доходила до 200-300 человек. Чертежи до XVI века отсутствовали вовсе, существовало только устное, а затем письменное определение задания со ссылками на существующий образец, которым было уже построенное здание. Даже после появления чертежей на них редко указывали размеры, а рисунок выполняли без масштаба, чертёж становится обязательным только с XVII века, при этом объекты оборонного значения проектировались Пушкарским приказом (это не документ, а ещё одно государственное учреждение со штатом чертёжников). Строительство без расчётов конструкций часто приводило к скорому разрушению, из новгородских летописей известно, что церкви сооружаемые в XV-XVI веках за пару месяцев могли быстро прийти в негодность после возведения.

При производстве каменных работ использовались простейшие инструменты, кладку вели по шнуру, отвесу и уровню, кирпич ровняли правилом. Подъём тяжестей делали воротами, блоками и деревянными винтовыми домкратами, работы на высоте вели с деревянных лесов. При изготовлении сводов и для укрепления стен применялись деревянные или металлические связи, первое использование металла было выполнено в Успенском соборе Владимира в 1158 году.

Фото 3. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани. Строительство 1699-1710 годы.

Последние именитые постройки классической древнерусской каменной архитектуры в XVII веке это в первую очередь храмы Успения: в Москве на Покровке, в Астрахани, в Рязанском кремле, а также дворец в Лефортово и Крутицкий теремок в Москве. С этого момента религиозные строения отходят на задний план и каменное строительство начинает приобретать современные черты, строгость форм и линий, появляется стандартизация.

Каменные церкви и храмы Древней Руси: убранства, архитектура.

После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.

Первые деревянные храмы Киевской Руси

hostingkartinok

hostingkartinok

Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь –  первый православный храм на Руси .

Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.
Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.

Шатровые храмы на Руси

Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.

Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.

 Первые каменные храмы на Руси

hostingkartinok

hostingkartinok

Первый древнерусский каменный храм  возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма,  первой каменной церкви на Руси  – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый  крестово-купольный храм Древней Руси  . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

hostingkartinok

hostingkartinok

Первым каменным церквям на Руси  основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были  фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

hostingkartinok

hostingkartinok

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Итоги

С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.

Читайте какие столицы были в Древней Руси

РУСЬ БЕЛОКАМЕННАЯ. ПОЧЕМУ В ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ БЕЛЫЙ ЦВЕТ БЫЛ ОСОБЕННО ВАЖЕН?: vladimirtan — LiveJournal

При Владимире Мономахе, в Суздальском крае еще строили из плинфы и в смешанной технике. Белокаменное же строительство началось в середине XII века при Юрии Долгоруком и продолжалось более трехсот лет – из белого камня строили и в Московском княжестве. А в середине XV века произошел практически повсеместный возврат к кирпичу.

Эта ситуация, в истории русской архитектуры уникальная — переход в середине XII века от дешевого и технологичного кирпичного зодчества к более дорогому и менее технологичному белому камню, его трехсотлетнего использования и возврата к кирпичной технике в середине XV века.

Факты, порождающие множество вопросов:

– почему в середине XII века Юрий Долгорукий начал строить во Владимиро-Суздальской земле не из кирпича, а из белого камня, который обходился в десятки раз дороже обыкновенного кирпича. (за счёт несравненно более сложной добычи, транспортировки и обработки)
– Почему белый камень и при потомках Юрия остался господствующим видом строительного материала?
– Почему в «преемнице» Суздаля – Москве – эта традиция продолжалась еще очень долго и прекратилась только в середине XV века?
Подлинное зеркало каждой эпохи – это архитектура. Возможно, изучив характеристики эпох Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их потомков — всех тех, кто настолько неравнодушен был к белому цвету, можно будет прочесть хоть какую-нибудь информацию, найти ответы на поставленные вопросы. Быть может, белый цвет в строительстве был продиктован из политических соображений, религиозных, а может — исходя из личных симпатий и антипатий… Благо исследований в этом вопросе проводилось немало.

До середины XV века каменное строительство на Руси вели исключительно князья. Именно они отвечали за добычу камня, возведения крепостей и дворцов, всех каменных храмов и в городах, и в селах, и в монастырях.

Особое пристрастие к белому камню наблюдалось исключительно у владимиро-суздальских и московских князей. И это несмотря на повсеместное кирпичное строительство в соседних русских землях. Нигде – ни в Киеве, ни в Чернигове, ни в Переяславле Южном, ни в Рязани, ни в Смоленске, ни в Новгороде-Северском, ни в Волыни – ни одного храма не было построено из белого камня или его местных аналогов, везде строили только из кирпича.

Со времен Юрия Долгорукого до Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской земле из белого камня были возведены 95 % всех построек.

В послемонгольское время до середины XV века все капитальное строительство в Московской земле велось в белокаменной технике. И это при всем том, что «дорого и трудно». Дорого, потому, что нередко приходилось за сотни км. подвозить материал к стройке. Вдобавок ко всему — адские сложности в добыче, ломке и обработке белого камня.

В XII веке капитальное строительство требовало напряжения сил и мобилизации ресурсов всего княжества, а получается, например, что вместо четырех белокаменных храмов Юрий Долгорукий при тех же трудовых и финансовых затратах мог бы построить сорок кирпичных. Упрямство? Принципиальность? Личные пристрастия Долгорукого? Или же серьезное стратегическое решение?

Одной из версий считалась набожность Юрия Долгорукого, который принял волевое решение возводить белостенные храмы даже несмотря на неоправданно большие расходы.

Другая версия объяснения причин перехода при Долгоруком на каменное строительство – красота белого камня. Такой аргумент чаще всего встречается в туристических путеводителях и популярных книгах, но ему отдают косвенную дань и профессионалы – о красоте белого камня говорили многие.

К тому же белый камень иногда якобы ассоциируется с храмом Соломона, белыми одеждами и даже Небесным Иерусалимом. «Всеобщая история архитектуры» добавляет, что белокаменные храмы были очень заметны издали. А если сравнить белокаменные стены суздальских построек с серо-булыжными – Новгорода и Пскова, то такой аргумент может показаться вполне состоятельным.

Действительно, эстетическую красоту храмов, выстроенных из белого камня, трудно отрицать. Но и этот «эстетический аргумент» оказался неспособным объяснить переход в середине XII века от кирпича к белому камню.

Во-первых, даже если допустить у Юрия Долгорукого тонкий эстетический вкус, то стабильность такого вкуса у множества его потомков – от Андрея Боголюбского до Василия Темного – крайне маловероятна.

Во-вторых, храм – это не предмет обихода, за который можно и переплатить. Масштабное капитальное строительство требовало мобилизации всех ресурсов края, и даже небольшое удорожание могло вызвать негативные макроэкономические последствия. А тут речь идет о десятикратном.

В-третьих, никакого безальтернативного выбора между эффектной белокаменной кладкой и неряшливой «opus mixtum» (кирпичной) не было – можно было строить храмы, как в Киеве и Чернигове, из кирпича на цемяночном растворе, получая вполне равномерный и эстетически привлекательный красно-розовый цвет.

При этом кирпич позволял строить храмы гораздо бо’льших размеров, чем белый камень. Сравним, например, подкупольные пространства нескольких храмов: София Киевская – 7,8 м, Спасо-Преображенский собор в Чернигове – 6,5 м, мономахов собор в Суздале – 8,6 м, а Спасо-Преображенский собор в Переславле – 5,1 м. Даже в кирпичных соборах скромной и небогатой Рязани стороны подкупольных квадратов были больше, чем во Владимиро-Суздальском княжестве.

И если Долгорукий соревновался с Киевом, то почему он не строил, как в Киеве, из кирпича, что позволило бы превзойти владения Изяслава Мстиславича и количеством храмов, и их размерами?

В-четвертых, Небесный Иерусалим был золотым, камень храма Соломона – желтоватым, как и весь известняк в Святой Земле, а такая частность, как белые одежды праведников, вряд ли могла повлиять на выбор столь дорогой строительной техники.

В-пятых, что касается «заметности» белокаменных храмов издали, то красный цвет, согласно законам физики, заметен издали гораздо лучше – у него больше длина световых волн и, соответственно, быстрее их распространение.

Белый цвет, хотя и является комбинацией всех цветов, имеет небольшую красную составляющую и воспринимается слабее. Не зря запрещающие и предупреждающие сигналы обычно красные.
А в условиях наличия снегового покрова, который в Северо-Восточной Руси присутствует почти полгода, говорить об особой «заметности» белокаменных храмов вообще неправомерно. Красный кирпич был бы гораздо заметнее и летом, и тем более зимой.

В-шестых, в русском языке всегда именно «красный» означало «красивый» – не случайно красными были и знамя со Спасом Нерукотворным, и парадные плащи князей, и щиты воинов, и гербы большинства городов Владимиро-Суздальской земли.

В-седьмых, белый цвет храмов Юрия весьма условен – не зря в литературе обычно восхваляется белизна церкви Покрова на Нерли, где камень подобран и подогнан гораздо лучше. А храмы Переславля и Кидекши можно назвать бело-желтыми, можно желтоватыми, а можно и пятнистыми – количество вкраплений низкокачественного камня очень велико.

В-восьмых, через несколько десятилетий (или даже лет) после постройки храмы уже были не белыми и не желтоватыми, а грязно-серыми от копоти печей и частых пожаров, и практика их очистки появилась только в XIX веке.

В-девятых, в случае какого-либо особого пристрастия Юрия Долгорукого и его потомков к белому цвету вполне можно было бы строить храмы из кирпича или в еще более дешевой технике «opus mixtum», а потом их оштукатуривать.

Например, затирка раствором – одна из форм оштукатуривания – имела место в храмах Новгорода и Пскова. Была затерта раствором туфовая кладка Суздальского собора начала XIII века. Туфовые своды церкви Покрова на Нерли и владимирского Успенского собора были выравнены обмазкой. В ряде домонгольских суздальских храмов штукатурились фрагменты стен, предназначенные для фресок. Епископ Иоанн в 1194 году побелил мономахов собор в Суздале.

Следовательно, в XII веке оштукатуривание не было чем-то из ряда вон выходящим. На Руси не штукатурились только крепостные сооружения (до второй половины XVII века). И Долгорукий при помощи оштукатуривания и побелки мог бы достичь гораздо большей гладкости стен, белизны и однородности цвета при несравненно меньших затратах.

Из всего вышеперечисленного следует, что «эстетический аргумент» — не убедителен.

Рассмотрим еще одну версию, одну из самых привлекательных: влияние на Долгорукого и его потомков западноевропейской романской архитектуры.

В чем именно оно могло состоять? Прежде всего, конечно, сам факт строительства из камня.

Подавляющее большинство романских соборов и замков в сердце Священной Римской империи – Германии – были именно каменными, из кирпича там в это время строились только второстепенные постройки гражданского характера и небольшие провинциальные храмы.

В Северной Италии романские храмы, как правило, возводились из кирпича, но либо были облицованы камнем (городской собор в Модене), либо такая облицовка предусматривалась, но по разным причинам сделана не была (собор Сан Амброджо в Милане) или была сделана не полностью (церковь Сан Микеле в Павии).

Также, одним из важнейший признаков влияния романики на владимиро-суздальскую архитектуру – скульптурный декор.

Многочисленные черты сходства европейского и суздальского скульптурного декора не отрицал практически никто. Академик В.Н.Лазарев писал, что романская традиция «просочилась в Ростово-Суздальский край не позже середины XII века», и там же приводил примеры романских храмов с похожим декором и техникой строительства.

Историки сошлись во мнении, что в архитектуре Владимиро-Суздальской, а затем и Московской Руси имело место развитие готических тенденций, и отрицать этот факт невозможно – об этом говорят формы Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, собора Андроникова монастыря, да и всего шатрового зодчества XVI века.

Уместным будет вспомнить, что единственное русское княжество, где тоже велось белокаменное строительство, – это Галицкая земля. Но и в ней развивались те же самые готические тенденции, причем весьма интенсивно.

Дело в том, что в 1188 году Галицкая земля была захвачена Венгрией и стала де-юре леном (землёй) венгерского короля, потом венгры в 1190 году ушли, но после смерти князя Романа Волынского в 1205 году вернулись и превратили галицких князей в своих вассалов уже де-факто.

Может быть, какое-то «архитектурное влияние» со стороны Галицкой земли, может быть, через Галич к нам пришла романика? Тем более, что первый князь единого Галицкого княжества — Владимирко Галицкий был союзником Долгорукого.

Историки основательно изучили вероятность и этой версии, но и она оказалась недостоверной. А вывод, к которому пришли историки был крайне удивительным — решение строить из камня — было вовсе не спонтанным, а стратегическим решением. Юрий готовился к белокаменному строительству долго и серьезно, в рамках многолетней и целенаправленной политики возвышения «своей» Суздальской земли.

Более того, мастера и зодчии Долгорукого задолго до строительства, проходили обучение, стажировку в Европейских городах, обменивались опытом. Суздальцам удалось за время стажировки освоить европейские навыки работы с камнем, но строить храмы европейских масштабов они все-таки не могли – для этого требовалась высочайшая строительная культура, воспитанная многими поколениями.

К тому же не будем забывать, что мастера Долгорукого изначально были воспитаны не в европейской, а в мономаховой строительной традиции. Потому все храмы, построенные при Долгоруком не отличались большими размерами. Тем не менее, основное княжеское «техническое задание» – строительство в европейской полубутовой технике* с минимумом раствора и аккуратной кладкой – суздальские мастера выполнили, вложив свой вклад в архитектурное выражение государственной мощи и идеологии Суздальского края.

Полубутовая техника строительства — средневековая техника возведения стен, при которой на месте будущей стены вначале возводились две параллельные стенки из обтёсанных блоков камня (реже из кирпича), затем пустота между ними заполнялась обломками камня, щебня и кирпича, затем заливалась известковым раствором.
Полубутовая техника широко применялась в Древнем Риме, в западноевропейскойроманике, готике и строительстве замков, в белокаменном зодчестве Северо-Восточной Руси.
В этой технике построены Собор Парижской Богоматери, Шпейерский собор, Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский), Церковь Покрова на Нерли и многие другие храмы.

Очевидно, что за основу белокаменного строительства берется — желание Долгорукого видеть у себя храмы, возведенные «по-европейски», как в Древнем Риме. Строительство из камня символизировало государственную мощь и имперскую идеологию.

Это подтверждается и желанием владимиро-суздальских, а потом и московских князей строить «по-европейски» во что бы то ни стало, несмотря на огромные затраты. То, что символизировало имперскую идеологию в Европе, должно было символизировать то же самое и во Владимире, и в Москве.

Мастера присматривались к Европейской архитектуре, которая в свою очередь перенимала идеологию архитектуры великого Древнего Рима. Только в Европе строить из камня было гораздо дешевле. Это в Суздале, камень везли более чем за 500 км к месту строительства. В Европе таких расстояний не было — камень у них добывался повсюду, в непосредственной близости. А у нас уже тогда — хороший понт был дороже денег.

Только вот недолговечными были белокаменные постройки у нас, а не в Европе. И дело здесь не в мастерах и не в технике строительства. Главное отличие Европы от России — климат! С суровыми русскими зимами не одно Европейское государство не сравнится. Вот и получается — в европейской технике строили почти на сухую, предотвращая просачивание влаги. В России же, когда сильнейшие морозы несколько раз за зиму сменяются оттепелями, это приводит к расшатыванию камней. А поскольку из-за ячеистой структуры белого камня вода проникает внутрь самих квадров, трещины появляются и в них.

Анализируя поведение полубутовой кладки в российском климате, выясняется, что вода, попадающая в щели кровли и кладки, проникает между облицовкой и забутовкой и в мороз просто «отрывает» одно от другого. К тому же влага в стены «подсасывается» и снизу.

Исследователи данного вопроса признаются: «если бы строили из кирпича, здание было бы влагоустойчивее и, следовательно, долговечнее. Кирпич штукатурили, тем самым достигая еще большей влагоустойчивости. А в случае белого камня эта «спираль» раскручивается в обратную сторону: неустойчивую к влаге белокаменную кладку еще и не покрывали штукатуркой».

В оправдание Юрию Долгорукому, начавшему строить «по-европейски», скажем лишь, что предвидеть такое поведение полубутовой кладки в российских условиях вряд ли кто-либо был способен. Если на Руси и имелся опыт работы с белым камнем, то это было в Галиче, где климат вполне европейский.

В продолжении вопроса о пределе прочности белокаменных построек, следует добавить еще одну причину — отсутствие должного ухода за храмами. Чем лучше уход за храмом, тем он долговечнее.

А в российском климате хороший уход за белокаменными зданиями был особенно важен, но его не было и не могло быть в условиях и монгольского нашествия, и лихолетья времен Дмитрия Шемяки, и Смутного времени, и вековой российской бесхозяйственности. Очень многое зависело и от «форс-мажоров» – пожаров и ураганов, и от «субъективных факторов» – нерачительных настоятелей или церковных старост, вовремя не замечавших протечку кровель.

Так и получилось, что одни храмы пришли в аварийное состояние и были разобраны (или даже обрушились) через 500-700 лет после постройки, а другие дошли до наших дней.

источник

Контрольная работа по «Английскому языку»

Текст 1. Из истории железнодорожного строительства в России

Строительство железных дорог
для общественного пользования началось в России в 1835 году, когда русские инженеры-железнодорожники
обследовали страну, чтобы построить железную дорогу, которая свяжет Санкт-Петербург
и Царское Село. В 1836 году рабочие начали укладывать рельсы, а в ноябре
13,1837 г. через линию прошел первый поезд. Длина железной дороги
было 27км.

Средняя высота
набережной было около 3 метров.Калибр был 6 футов, это один
фут шире европейского. Рельсы, локомотивы и вагоны были
заказал за границей. На линии было семь локомотивов. Поезд
состоял из семи автомобилей: пяти легковых, одного багажного фургона и одного
почтовый фургон.

Эта первая железная дорога
была широко известна как Царскосельская железная дорога, поскольку она соединяла
столица России и летняя резиденция царской семьи — Царское
Село. Вскоре последовало строительство линии Санкт-Петербург-Москва.
линия.

Санкт-Петербург-Москва
железная дорога строилась с 1843 по 1851 год.
двух известных российских инженеров П.П. Мельникова и Н.О. Кратта. Многие выпускники
Санкт-Петербургского университета путей сообщения приняли участие в опросе
страна для определения местоположения линии, при разметке
маршрута, а также1 в строительстве и эксплуатации железной дороги. это
протяженность 650 км, он соединял два важных промышленных и культурных центра.
Чтобы сделать линию как можно более прямой, было построено 185 мостов и 19 путепроводов.
построен.Эта железная дорога сыграла ведущую роль в дальнейшем развитии.
железнодорожного транспорта России Примечания:

1 А так же — а
также

Текст 1. Из
истории строительства железных
дорог в России

Строительство
железных дорог общего пользования
в России началась в 1835 году, когда
русская инженеров поезд
опрошенных страны для того, чтобы построить
железную дорогу для подключения Санкт-Петербурга
и Царском Селе. В 1836 году первые начали
укладки рельсов, а в ноябре 13,1837 первый
поезд прошел по линии.Длина железнодорожной
был 27км.

Средняя высота
насыпи составляла около 3 метров. Датчик
был 6 футов, что является одной ноги шире,
чем европейский. Рельсы, локомотивов и вагонов
были заказаны за границей. Были семь локомотивов
на линии.Поезд состоял из семи машин:
пять легковых автомобилей, один багажный
вагон и один почтовый фургон.

Это первая
железная дорога была известна как
железная дорога Царскосельская как это
связано столицы России и летней
резиденцией царской семьи — Царское
Село.Это было вскоре последовало
строительство Санкт-Петербург- Москва.

Г.Санкт-Петербург-Московской
железной дороги строилась с 1843 по 1851 года.
Работа была направлена ​​на два известных
русских инженеров П.П.Мельников и Н.О.Кратт. Многие
выпускники Санкт-Петербургского университета
путей сообщения принял участие в съемке
страны, чтобы определить местоположение
линии, в разметке маршрута, а также as1
в строительстве и эксплуатации железных
дорог. Его длина была 650 км, это связано
два важных и культурных
центров.Чтобы сделать линию как можно
более прямой 185 мостов и 19 путепроводов.
были построены. Эта железная дорога играла
ведущую роль в развитии дальнейшего развития
транспорта в России Примечания:

Текст 2. Создание железной дороги

Перед новой железной дорогой
сделана большая работа должна быть сделана. Прежде всего, территория,
которое займет железная дорога, необходимо обследовать, чтобы найти
лучший и самый подходящий маршрут. Потом чертежи и планы железной дороги,
станции, виадуки, мосты и туннели должны быть подготовлены и общая стоимость
должны быть оценены.

Следующая вещь
разметка железной дороги и расчистка всех препятствий, которые могут быть
в пути. Не менее важно разместить сотни рабочих.
и для перевозки машин и материалов.

Работа обычно начинается
в нескольких местах одновременно, и как можно скорее временно
проложены железнодорожные пути, по которым могут курсировать малые локомотивы.

Важная часть
любой железной дороги — это строительство насыпей и насыпей. Черенки
обычно строятся на холмах, а насыпи — в невысоких
места.Конструкция обоих предполагает использование разных видов
дорожно-строительная техника, такая как бульдозеры, краны, гусеницы
и другие.

Железная дорога состоит
больше, чем вырубки и насыпи. Есть мосты, путепроводы и,
возможно, один или несколько туннелей. Над ручьями можно построить водопропускную трубу, но
через широкие реки будут построены мосты особой конструкции.

Изготовлено

Виадуков.
где нужно пересечь широкую долину, а это всегда дорого
и сложно построить.Когда все конструкции завершены постоянным
рельсы могут быть проложены и построены вокзалы.
протестирован и используется сначала для грузовых перевозок, затем для медленных пассажирских
поездов и, наконец, если это основная линия, для экспрессов.

Заметки: много — много для того, чтобы

Текст 2. Создание Железной дороги

Перед новой железной
дороги осуществляется большая работа
должна быть сделана. Прежде всего, на
территории, которая железнодорожных
будет занимать, должна быть обследованы
для того, чтобы найти лучший и наиболее подходящий
маршрут.Тогда чертежи и планы железной
дороги, станции, путепроводы, мосты и
тоннели должны быть готовы и общая стоимость
должна быть оценена.

Следующим важным моментом
является разметки железной дороги и
убирать все препятствия, которые могут оказаться
на пути. Не менее важно, чтобы связать
сотни рабочих и для транспортировки оборудования
и материалов.

Работа обычно начинается
в нескольких местах одновременно
и как можно скорее временный
железнодорожных путей, на которых небольшие локомотивы
работать заложены.

Важной части любого
дороги строительства черенки
и набережных. Черенки обычно делаются
в горах в то время как набережных
должны быть построены в низких местах.
Строительство и включает в себя различные использование видов дорожно-строительных
машин, таких, как бульдозеры, краны, гусеничные
единиц и другие.

Железнодорожные состоит
из более чем черенки и набережных. Есть мостов,
путепроводов и, возможно, один или несколько
туннелей. За потоков водопропускных труб
мая быть построен, но широкие реки должны
быть пересечены мостов специальной конструкции.

Виадуки сделаны, где
широкая долина должна быть пересечена, и они всегда дорого
и сложно построить

Когда все структуры будут завершены
постоянного рельсы могут быть проложены
и станции зданий, построенных Тогда железнодорожная
линия проверяется и используется для
перевозки товара, а затем на медленном
пассажирских поездов и, наконец, если
это основная линия, для поезда.

Примечания: большой — много для того,
чтобы — для того, чтобы

Пассажирские станции

Есть пассажирские
и грузовые станции.

Пассажирские станции
делятся на тупиковые и сквозные станции. На тупиковой станции
пути заканчиваются, поезда заканчиваются и начинают свой ход. Такие
станции часто называют пассажирскими терминалами. На сквозных станциях
пути непрерывные, и поезда могут заходить на станцию ​​или уходить
это в любом направлении.

В большом пассажирском
станции есть несколько трасс. Все треки пронумерованы и разделены
на железнодорожных платформах. Кассу нужно размещать на вокзале.
Вход; то же самое и с информационным офисом.Все пассажирские станции
оборудованы эскалаторами и автоматическими информационными табло.

Все большие пассажирские
на вокзалах есть вагонный двор. Каретный двор — это система путей, где
автомобили хранятся, когда они не используются. Есть приемные рельсы (где
автомобили принимаются), классификационные треки (где автомобили классифицируются
или сгруппированы) и пути отправления (где они собираются в поездах).
Есть и специальные трассы. Там машины чистят, осматривают.
и отремонтировали.

РЖД играют отлично
роль в развитии промышленности и экономики. Множество новых железнодорожных линий,
строятся новые станции, депо, а также ремонтные мастерские. В
Улучшена и механизирована работа большинства железных дорог, станций и дворов.

Пассажирские
станции

Существуют
пассажирских и грузовых станций.

Пассажирские
станции делятся на заглушку и
через станции. В заглушке станции
треков подошло к концу, и поезда
закончить и начать их тиражей.Такие
станции часто называют пассажирских
терминалов. В через станции треки непрерывного
и поезда могут достичь станцию ​​или
оставить его в любом направлении.

В большой
пассажирской станции есть несколько
треков. Все треки пронумерованы
и разделены железнодорожной платформы.Кассы
должны быть размещены на станции входа;
то же самое о информационного бюро. Все
пассажирские станции установки эскалаторами
и автоматические информационные табло.

Все большее
станции пассажирский есть тренер дворе.Тренер
двор представляет собой систему треков,
где хранятся автомобили, когда они не
используются. Есть получение дорожек
(где автомобили получили), классификация
треков (где автомобили классифицируются
или сгруппированных) и отправочных путей
(там, где они собраны в поездах). Есть специальные
треки, а также. Там автомобили очищаются,
проверены и отремонтированы.

Железные
дороги играют большую роль в развитии
промышленности и экономики. Много
новых железнодорожных линий, новых
станций, складов, а также ремонт
построены.Работа на всех
железных дорог, станций и дворов является
улучшение и механизированы.

Текст 1. Электричество
по железной дороге (Рысь)

Электроэнергия — лучшее и наиболее эффективное средство эксплуатации РГ.
Электроэнергия для железных дорог передается кабелями или проводами, которые
называются линиями передачи.

Как известно, существует два вида электрического тока: постоянный ток.
(постоянного тока) и переменного тока (переменного тока), которые используются на железных дорогах для
электровозы.Электровозы получают питание от одного
из двух систем: третья железнодорожная система (используется в метро) и
контактная сеть (используется на электрифицированных железнодорожных линиях). Электрический
локомотивы приводятся в движение электродвигателями, их называют тяговыми
моторы.

Существуют различные типы электровозов для грузовых и
пассажиропоток. Грузовые поезда часто буксируют электровозом.
Электроэнергия подается как постоянного, так и переменного тока. Пассажир
поезда обычно буксируют локомотивом и пригородными пассажирскими поездами.
могут быть составными поездами: эти поезда без локомотивов, с
кабина водителя на каждом конце и с небольшими двигателями, часто устанавливаемыми под полом, которые
распределяются по машинам.

Электропоезд в основном состоит из трех-шести вагонов и
головной вагон с кабиной водителя. Каждый двухвагонный комплект снабжен пантографом.

Электровозы широко используются на железных дорогах для перевозки грузов.
Грузовые поезда становятся тяжелее и длиннее, поэтому сегодня более мощные локомотивы
спроектированы и построены для железных дорог.

Текст 1. Электричество на железные
дороги (Рысь)

Электричество является лучшим и наиболее
эффективным средством работы
RY.Электричество для железных дорог осуществляется
в кабели или проводов, называются
линиями.

Как мы знаем, существуют два вида
электрического тока: постоянный ток (DC)
и перемен

.

Контрольная работа «Две столицы» (Блок 1) с ответами

«Две столицы» (Блок 1 )

ВАРИАНТ 1 (обычный уровень сложности)

  1. Прочитай текст и закончи предложения после него в соответствии с содержанием текста.

Наша столица


Москва прекрасна в любое время года.Зимой, когда все становится белым от снега, московские парки и скверы, улицы и здания выглядят фантастически. Самый холодный месяц — январь. Если вы планируете приехать в Москву зимой, возьмите с собой теплую одежду.

Москву приятно посетить и летом. Город выглядит очень зеленым.

На его улицах и площадях много цветов. Самые теплые месяцы — июнь, июль и август. Июль — самый солнечный месяц, а август — самый дождливый месяц лета.

  1. Москва прекрасна весной, в ________________________________

  2. В Москве январь обычно холоднее _________________________

  3. Самые теплые месяцы в Москве — ___________________________

  4. Летом можно увидеть много зеленых деревьев и ____________________

  5. В Москве дождей больше, чем в ________________

  1. Соедини слова в двух колонках, чтобы получить название шести шести Москвы и Санкт-Петербурга. Напиши их.

  1. Вставь в соответствующие словосочетания из рамок.

деревянных построек и основал город

красивых соборов достаточно хорошо взять такси

  1. Царь Петр Великий ____________________________________________ в 1703 году.

  2. Я собираюсь ________________________________________, чтобы добраться до аэропорта.

  3. В Санкт-Петербурге много _________________________________.

  4. Я вас слышу ________________________, но не понимаю всех слов.

  5. В Суздале много церквей __________________________________.

  6. Мы собираемся восстановить старую школу ____________________________.

  1. Определи, к какой части речи подчёркнутые слова, и отметь их подтвердить символами: N — существительное, V

    003 — глагол, 3 Adj — прилагаемое.

  1. Можете ли вы разместить коробку на второй полке?

  2. Я не знаю , место , о котором вы говорите.

  3. Можно мне оранжевый , пожалуйста?

  4. В стакане немного апельсинового сока .

  5. Есть ли в чашке воды ?

  6. Вода цветы, пожалуйста.

  7. Дети съели вчера много шоколада .

  8. Мне очень понравился ваш шоколадный торт .

  1. Выбери и обведи лексически правильные варианты из данных в скобках.

  1. В парке было темно, Джерри ничего / чего-то не видел.

  2. Почему ты такой медленный? Мы можем (пропустить / сесть) на наш автобус.

  3. Я не думаю, что вы сможете хорошо (слышать / слушать) мистера Палмера отсюда. Он слишком далеко.

  4. Кто (основал) Санкт-Петербург и когда это был?

  5. Эти холмы не очень (высокие / высокие).

  6. Роуз говорит, что у нее очень (мало / мало) друзей в ее новой школе.

  7. Мы никогда не покупаем (много / много) еды.

  8. (Everybody / Everything) понимает такие вещи.

  1. Впиши в предложения соответствующие формы глаголов из правой колонки.

знаю

знаю

  1. Когда мы вернулись, мы увидели, что Брауны _________ их гараж.

rebuild

  1. Я вышел из машины и _________ странная женщина ______________ посреди дороги.

см.

стенд

  1. Пройдем так быстро, как сможем, или _______ автобус.

пропустить

  1. Джейн, __________ ты __________ мне?

слушать

«Две столицы» (Блок 1)

ВАРИАНТ 2 (обычный уровень сложности)

  1. Прочитай текст и закончи предложения после него в соответствии с данным текстом.

Москва, главный город России

Москва — столица нашей страны. Это один из старейших городов России. Он был основан в 1147 году князем Юрием Долгоруким, построившим крепость на высоком берегу широкой и глубокой Москвы-реки.

Москва начала быстро расти. Туда приехали люди со всех концов России. Вскоре город стал больше и сильнее. В 15 веке это был главный город России, центр жизни страны. Князь Иван III сделал Москву столицей страны.

Петр Великий перенес столицу в Санкт-Петербург в начале 18 века, но Москва по-прежнему имела большое значение и играла большую роль в истории России.

  1. Москва старше ______________________________________

  2. В 12 веке Москва-река была _____________________

  3. Люди переселялись в Москву из _____________________________

  4. В 15 веке Москва была важнее _____________

  5. В 18 веке Москва не была столицей России, но ________

  1. Соедини слова в двух колонках, чтобы получить название шести Москвы и Санкт-Петербурга. Напиши их.

  1. Вставь в соответствующие словосочетания из рамок.

довольно быстро шесть построек меняют что-нибудь красивые статуи высокие колонны правый берег

  1. Вы можете увидеть много ____________________________ в Летнем саду с мая по сентябрь.

  2. В Большом театре восемь ________________________

  3. Наш поезд движется ________________________________________

  4. Сейчас Эрмитаж находится в _________________________

  5. ________________________ реки выше левого берега.

  6. Я не собираюсь ____________________________________ в своей жизни.

  1. Определи, к какой части речи подчёркнутые слова, и отметь их подтвердить символами: N — существительное, V

    003 — глагол, Adj — прилагаемое.

  1. У скамейки небольшой камень .

  2. Рядом с рынком стоит старая каменная церковь .

  3. В чашке очень мало воды .

  4. Бабушка просит полить цветы.

  5. Мы можем разместить здесь семь человек.

  6. Видите большой деревянный дом на холме?

  7. Я хочу яблоко , пожалуйста.

  8. Я хочу яблочный пирог , пожалуйста.

  1. Выбери и обведи лексически правильные варианты из данных в скобках.

  1. Хотите (что-нибудь / что-нибудь) поесть? Вы голодны?

  2. Русские князья часто пытались (находить / находить) города на берегах рек.

  3. Не верю (всем / всем), что она говорит.

  4. Джон поет? Я не могу (слышать / слушать) его.

  5. Едем (пропускаем / берем) такси.Ты к нам присоединишься?

  6. В доме еще есть (много / много) дел.

  7. Ричард не такой (высокий / высокий), как его кузен.

  8. В бутылке (мало / мало) молока. Вы можете принести?

  1. Впиши в предложения соответствующей формы глаголов из правой колонки.

Молодой князь город в начале 17 века. Он много церквей в ней.

найдено

build

  1. Мы в Москву в следующем году.

переезд

  1. Вчера в пять часов они цветы в саду.

вода

  1. Смотрите, рабочие дворец.

перестроить

  1. В прошлое воскресенье Ник его фото. Они ________________ довольно хорошо.

принеси, будь

Ответы:

ВАРИАНТ 1

  1. Москва прекрасна весной, летом, зимой и осенью.

  2. В Москве январь обычно холоднее других зимних месяцев.

  3. Самые теплые месяцы в Москве — июнь, июль, август.

  4. Летом на улицах и площадях можно увидеть много зеленых деревьев и много цветов.

  5. В Москве в августе осадков больше, чем в июле и июне.

№ 2

  1. D 2. F 3. B 4. A 5. C 6. E

№ 3

  1. Основанный город 2.Возьмите такси 3. Красивые соборы 4. Достаточно хорошо 5. Деревянные постройки 6. Постепенно

№ 4

  1. V 2. N 3. N 4. Прим. 5. N 6. V 7. N 8 . Adj

№ 5

  1. Что угодно 2. Мисс 3. Услышать 4. Основан 5. Высокий 6. Немного 7. Много 8. Все

№ 6

  1. Знал / знал 2. Были реконструкция 3. Пропустят 4. Слушаете

ВАРИАНТ 2

  1. Москва старше других городов России

  2. В 12 веке Москва-река была широкой и глубокой.

  3. В Москву съехались люди со всех концов России.

  4. В 15 веке Москва была важнее других городов России.

  5. В 18, -м, -м веке Москва не была столицей России, но по-прежнему оставалась очень важной и играла большую роль в истории России.

№ 2

  1. D 2. F 3. A 4. E 5. B 6. C

№ 3

  1. Красивые статуи 2.Высокие колонны 3. Достаточно быстро 4. Шесть зданий 5. Правый берег 6. Изменить что-нибудь

№ 4

  1. N 2. Настр. 3. N 4. V 5. V 6. N 7. N 8. Приспособ.

№ 5

  1. Все что угодно 2. Найдено 3. Все 4. Слушайте 5. Возьмите 6. Много 7. Высокий 8. Маленький

№ 6

  1. Основано / построено 2. Собираются ход 3. Были поливы 4. Перестраивались 5. Привезли / были

.

05.Тест

Прочитайте текст. Заполните пропуски в предложениях под номерами В4-В10 формуми слов, напечатанных заглавными буквами справа от каждого предложения. ИСПЫТАНИЕ 03 ( часть 1)

Новые семь чудес света: Теотиуакан

B4

Археологические раскопки Теотиу огромны. в Мексике.Он содержит некоторые из ……………………… пирамид в Америке.

БОЛЬШОЙ

B5

Кроме того, археологические раскопки Теотиуакана ……………………… для так называемой «улицы мертвых» и ее красочных фрески.

ЗНАТЬ

B6

Между 1 г. и 250 г. н.э. Теотиуакан ………………………………………… Луна закончилась.

СТАНОВИТСЯ

B7

В то время в Теотиуакане в ……………………… 2000 шлангов проживало около 200000 человек.

ОНИ

Новые семь чудес света: Запретный город

B8

Сегодня Запретный город — общественный музей. внимание миллионов путешественников и туристов со всего мира.Некоторые думают, что это одна из ……………………… достопримечательностей в мире.

ПОПУЛЯРНЫЙ

B9

Это ……………………… как китайский императорский дворец одним из императоров. Он также был церемониальным и политическим центром китайского правительства на протяжении почти пяти веков.

ЗДАНИЕ

B10

Теперь он известен как Дворцовый музей, занимающий 74 гектара ……………………… более 900 зданий с 9999 комнатами.

ВКЛЮЧИТЬ

[youtube_advanced url = «https://www.youtube.com/watch?v=jOrJElk_gHo» responseive = «no» autohide = «yes»]


.