Отдел продаж

Телефоны: (3532) 25-27-22, 93-60-02, 93-50-02

E-mail: [email protected]

г.Оренбург, ул.Беляевская, д.50/1, стр.1

 

Разное

Рельеф декоративный: Рельеф как один из основных видов скульптуры

Содержание

Рельеф как один из основных видов скульптуры

Слово рельеф происходит от латинского глагола relevo, что означает «поднимать». Создание на памятнике скульптуры в виде рельефа создает впечатление приподнятости изображения над поверхностью камня.

Фактически же, резчик по камню или по дереву выбирает определенные части плоскости, оставляя нетронутым будущий рельеф. Эта работа требует немалого умения, большого времени и отличного владения резцом. Если считать это недостатками, то к достоинствам техники художественного рельефа можно отнести:

  • отсутствие необходимости формирования задника скульптуры;
  • повышенную прочность скульптуры, особенно в сравнении с вырезанными из камня фигурами.

При использовании таких материалов, как метал, глина, штукатурка или керамика, рельеф может быть добавлен или выдавлен из плоскости, а монументальные барельефы из бронзы производятся методом отливки.

В зависимости от высоты рельефного изображения, различают его виды с использованием итальянской или французской терминологии:

  • горельеф (итал. alto-rilievo – высокий рельеф) – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более чем на 50%, и часто имеющее элементы, частично отделенные от плоскости;
  • барельеф (итал. basso-rilievo – низкий рельеф) – скульптурное изображение выступает над поверхностью камня не более чем наполовину
  • койланаглиф (фр. en creux) – рельеф имеет углубленный контур и выпуклое скульптурное изображение
  • контррельеф (итал. cavo-rilievo) – рельеф-негатив или углубленный рельеф

В современной монументальной скульптуре наиболее часто используются техники горельефа и барельефа и их вариации. Впрочем, это совершенно не означает, что другим видам рельефной скульптуры не осталось места в современном искусстве. Рассмотрим их более подробно.

Барельеф или низкий рельеф

Самым простым примером использования данной техники являются обычные монеты. Вполне очевидно, что изображения на них имеют минимальную относительную высоту, практически неразличимую при просмотре сбоку. Если же положить монету на ладонь и посмотреть на нее спереди, то трехмерный эффект будет максимальным.

Древнеегипетский барельеф

Сама идея изготовления барельефа предполагает простоту в резке, низкую технологичность и дешевизну в производстве, поэтому он получил наибольшее распространение в большинстве мировых культур, начиная с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и цивилизаций Центральной и Северной Америки. Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. До наших дней древние барельефы дошли в основном в неокрашенном виде – краску время не щадит гораздо быстрее, чем саму статую. Тем не менее, химический анализ позволяет с уверенностью утверждать, что большинство барельефов окрашивалось.

Историкам известны и более экзотичные виды барельефов, например, Ворота Иштар из древнего Вавилона. Скульптуры животных на них созданы с использованием формованных кирпичей. Египетские и римские барельефы изготавливались с помощью штукатурки, и, вследствие этого, большинство из таких барельефов практически не сохранились до наших дней.

В европейской культуре самые известные барельефы изготавливались из дерева и использовались в качестве элементов церковных алтарей.

Барельефы буддийского храма,

Восточная Индия

Но наиболее часто барельефы встречаются в технике изготовления буддистских памятников Индии и Юго-Восточной Азии. Храмы в пещерах Аджанта и Эллора содержат колоссального размера изображения богов, высеченные из цельных кусков камня. Храм Бородулур на Центральной Яве (Индонезия) содержит почти полторы тысячи барельефов, рассказывающих о рождении Будды. На этом же острове расположен храм Прамбанан, с барельефами, иллюстрирующими сюжет индуистской поэмы Рамаяна.

Горельеф

Рельефные скульптуры, в которых над плоскостью находится не менее половины объема, впервые наиболее заметно появились в искусстве Древней Греции. Часто это были практически самостоятельные скульптуры, отделенные от поверхности камня и пересекавшиеся друг с другом для создания полного эффекта глубины.

Горельефы греческих и римских саркофагов изготавливались методом высверливания, без стамесок. Их композиции максимально насыщались фигурами и персонажами – например, Саркофаг Людовизи. Средневековье ознаменовало полное распространение техники высокого рельефа, особенно у греков. В эпоху Ренессанса горельефам была дана вторая жизнь. Особенно заметно было их использование в погребальном искусстве, позднее – в неоклассических фронтонах и городских памятниках.

Горельеф времен Древней Греции

В индуистской монументальной скульптуре горельефы соседствовали с барельефами, не сильно уступая им в популярности. Группа храмов в Кхаджурахо – самый очевидный пример использования техники высокого рельефа индийскими скульпторами.

Контррельеф и койланаглиф

Данные виды рельефа не получили глобального распространения в погребальном искусстве. Отдельные цивилизации, например, Древний Египет, использовали углубленный рельеф достаточно широко, но за пределами этого государства данный вид скульптуры значимого распространения не получил.

Различные виды рельефов часто используются в изготовлении памятников на могилу и в качестве накладных элементов для них, а также в создании ритуальных и мемориальных табличек, в том числе для колумбарной стены или семейного колумбария. Менее трудоемкий и, соответственно, более доступный барельеф как нельзя лучше подходит для оформления надгробия или гранитной плиты. Эта техника прекрасно используется как для создания динамических ростовых скульптур, так и для небольших, «бюстовых» форматов.

суть барельефов, виды и классификация, особенности барельефных произведений, история. Самые известные барельефы, их роль в архитектуре и искусстве

Барельеф — это разновидность скульптуры, в которой часть выпуклой композиции выступает над основным фоном менее, чем на половину объема. Барельефы широко используются для украшения наружного и внутреннего убранства зданий, а также в процессе создания монументальных произведений искусства (памятников, обелисков, стел и мемориальных комплексов). Рельефные изображения, в отличие от круглой скульптуры, частично окружены свободным пространством и предназначены, главным образом, для осмотра с фронтальной стороны.

Барельеф вместе со сплошным фоном скульптурной композиции обычно изготавливают из одного и того же материала. Выпуклые рельефы могут значительно различаться по размерам: от монументальных многометровых высеченных в скале изображений до миниатюрных предметов (монет, медалей и ювелирных украшений).

Разновидности и отличительные особенности барельефа

Барельеф или низкий рельеф — это лишь один из нескольких существующих видов рельефной скульптуры. Наряду с ним в строительстве и искусстве широко распространены:

  • Горельеф, в котором выступающие элементы композиции большей частью находятся над фоном.
  • Контррельеф, в котором рельефные фигуры и орнаменты находятся в глубине основного фона.
  • Койланалиф, который представляет собой вырезанный глубокий контур на плоской стене.
  • Сквозной рельеф, в котором имеются просветы и отсутствует задний сплошной фон композиции.

Художественные монументальные скульптуры нередко одновременно совмещают в себе признаки барельефа и горельефа. Одна часть композиции может сильно выступать над фоном, а другая — лишь незначительно. Такие произведения искусства, во избежание путаницы с терминологией, называют просто рельефами.

Барельефы классифицируют по различным параметрам:

  • Жанру (исторические, религиозные, мифологические, бытовые, анималистические).
  • Материалу изготовления (из мрамора, гипса, древесины, гранита, бронзы).
  • Способу изготовления (отливка или ваяние).
  • Назначению (архитектурный декор, монументальные произведения искусства, предметы декоративного украшения интерьера помещений, элементы декора гробниц и саркофагов).
  • Типу изображения (орнаментальное или фигурное).

В архитектуре барельефы используют для декорирования различных частей зданий и сооружений:

  • фронтонов;
  • фризов;
  • пилонов;
  • метопов;
  • сводов;
  • капителей.

В ювелирном искусстве из драгоценных или полудрагоценных камней мастера вырезают великолепные миниатюрные барельефные изделия — камеи. Такие украшения представительницы прекрасного пола обычно носят на шее вместо кулона или крепят к платью как брошь.

История барельефа

Возраст самых древних из обнаруженных археологами барельефов составляет более 11 тысяч лет. Многочисленные рельефные изображения найдены в ходе раскопок храмового комплекса Гёбекли-Тепе на территории современной Турции. Радиоуглеродный метод подтвердил, что эти произведения монументального искусства были созданы мастерами эпохи неолита около девяти тысяч лет до нашей эры.

В Древнем Египте широко была распространена техника койланалиф или контурного рельефа. А в Вавилоне, Персии и Ассирийском царстве барельефными изображениями часто украшали храмовые здания и дворцы властителей задолго до начала нашей эры.

До наших дней сохранилось множество барельефных произведений искусства античной эпохи. В Древней Греции и Риме такие изображения были неотъемлемой частью убранства храмовых комплексов, триумфальных арок и фронтонов зданий.

После завоевания варварами Рима искусство создания архитектурных барельефов было утрачено в Европе почти на 1000 лет. На протяжении длительного времени сохранялись только традиции изготовления небольших изделий с рельефными поверхностями: шкатулок, ювелирных украшений, икон и предметов мебели.

Многочисленные образцы барельефов I-X веков нашей эры сохранились до наших дней на территории Индии и стран Юго-Восточной Азии (Индонезии, Камбоджи, Мьянмы, Таиланда). Такие скульптурные композиции были востребованы при строительстве буддийских и индуистских храмов.

Возрождение барельефной архитектуры состоялось в середине XV века в Италии. По проекту архитектора Леона Баттисты Альберти (Leon Battista Alberti) была построена церковь Темпио Малатестиано в Римини. А малоизвестный скульптор Агостино ди Дуччо (Agostino di Duccio) впервые за длительное время создал настенные рельефные изображения аллегорических и мифологических фигур.

В последующие столетия барельеф снова стал широко востребованным в европейской архитектуре. Рельефными изображениями искусные зодчие начали массово украшать стены храмов и дворцов. А в индустриальную эпоху сфера применения выпуклой скульптуры быстро расширилась благодаря появлению новых технологий и материалов.

В СССР барельефы на протяжении многих лет были важной составляющей официальной пропаганды. Изображения на тематику Октябрьской революции, Великой Отечественной войны и счастливой жизни советских людей украшали фронтоны зданий, интерьеры станций метро, а также основания тысяч памятников и стел во всех уголках страны.

И в XXI веке барельеф остается востребованным видом монументального изобразительного искусства. Выдающиеся скульпторы современности успешно продолжают традиции древних мастеров и создают все новые шедевры архитектурного зодчества.

Самые известные барельефы

Среди самых известных барельефов есть и произведения монументального искусства древних мастеров, и творения зодчих новой эры. К ним относятся:

  • Ворота Иштар (VI век до н.э.) — прекрасно сохранившийся до наших дней образец архитектуры Вавилонского царства. Современные ученые провели серьезную реставрацию ворот в 1930-х годах. Сегодня эта находка занимает почетное место в экспозиции Музея Передней Азии в Берлине.
  • Ионический фриз Парфенона (V век до н.э.) — гениальное творение древнегреческих зодчих под руководством Фидия. Мраморная композиция из 378 человеческих и 245 фигур животных имела внушительные размеры (160 метров в длину) и была раскрашена яркими красками. До наших дней сохранилось не более 80 % оригинального фриза.
  • Храмовый комплекс Ангкор-Ват (XII век) — уникальное произведение в форме усеченной пирамиды, случайно обнаруженное французскими учеными в середине XIX века в камбоджийских джунглях. Грандиозный архитектурный ансамбль занимает территорию площадью более 200 гектаров, а его стены украшены впечатляющими рельефными изображениями.
  • Фриз основания «Мемориала Альберта» в Лондоне (1875) — часть величественного памятника викторианской эпохи. На нем изображены 169 фигур знаменитых британских художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов и поэтов.
  • Мемориал на горе Рашмор (1925) — масштабный скульптурный групповой портрет четырех президентов США. Барельеф высотой более 18 метров высечен в огромной скале в штате Южная Дакота. Работы по созданию мемориала продолжались 14 лет, в них принимали участие 400 человек.

На портале Very Important Lot любой желающий может принять участие в аукционах искусства в режиме онлайн и приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картины и заказать скульптуры и барельефы у талантливых современных авторов.

что это такое и в чем их отличия? Определение видов искусства и примеры

Помимо отдельно стоящих круглых скульптур в искусстве выделяются и другие объемные произведения – рельефы. Рельефы – это композиции, где плоский фон сочетается с объемными элементами. Наиболее популярными типами рельефа являются барельеф и горельеф. В чем их отличия?

Что это такое?

Начнем с определения слова «рельеф». Оно образовалось от латинского «relevo», что переводится как «поднимаю».

Первые произведения искусства с использованием техники рельефа создавали еще в эпоху палеолита, более 10 тыс. лет назад. Наибольшее развитие данное направление искусства получило в античные времена.

Существует 5 типов рельефа, но наибольшее распространение получили горельеф и барельеф.

Барельеф

Барельеф – вид искусства, в котором объемная часть выдается на половину или менее. Можно привести аналогию с песком. Круглую скульптуру погрузили в него наполовину или более. Именно так и будет выглядеть барельеф – как будто большую часть объема оставили за фоном.

Отличительные особенности барельефов:

  • нет отдельно стоящих фигур;
  • фигуры утоплены в фон;
  • нет элементов, которые сильно бы выдавались над плоскостью – если есть копье или целая морда лошади, которые выдаются перпендикулярно фону, это уже горельеф.

В барельефах перспектива упрощена, а анатомия не всегда соблюдается. Чтобы не сильно отрывать фигуры от плоскости, авторы могут пренебречь этими принципами. Очень часто люди, оружие, лошади и другие участники барельефов кажутся немного сплюснутыми.

Само слово «барельеф» переводится как «низкий рельеф». Произношение взято от французского bas-relief», но корни слова уходят к итальянскому bassorilievo.

Данные типы рельефов могут создаваться из глины, разных видов камня, дерева и других материалов. Для придания объема используют техники лепки, резьбы, обтески. Методики и материалы могут быть и скомбинированы: так, в античном искусстве встречаются образцы из камня и бронзы, золота и гипса.

Барельефами любили украшать фронтоны храмов в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Красочные скульптурные композиции были визитной карточкой здания. Но стены – не единственный фон для барельефов. Они могут возвышаться и над колоннами, частями круглой скульптуры.

Если отойти от архитектуры, bas-relief используют даже при чеканке коллекционных и декоративных монет.

Горельеф

С французского haut-relief слово переводится как «высокий рельеф». Такая скульптурная композиция выдается над плоскостью более чем на 50%. В изображении наблюдается перспектива, анатомией иногда пренебрегают, но встречается такой прием реже.

Фигуры на горельефе могут даже стоять отдельно от плоскости (при условии, что другие элементы будут частично «утопать»). Может сильно выдаваться рука человека, морда лошади или дерево. Горельефы используют также с древних времен, они встречались еще в Персии, Ассирии, Древней Индии. Однако техника появилась позже, чем барельефы, ведь требует большего мастерства от скульптора.

Отличительные черты горельефа:

  • выдается над фоном на 50% или более;
  • могут встречаться отдельно стоящие фигуры;
  • не возбраняются сильно выдающиеся элементы, почти не соприкасающиеся с плоскостью;
  • больше внимания уделено перспективе и анатомии.

Горельеф используют для создания сложных композиций с множеством действующих лиц. Подходит техника и для отображения пейзажей, если в них нужно передать перспективу.

Горельефы встречаются на колоннадах, триумфальных арках, древних и современных храмах, алтарях. Круглые статуи, которые физически не связаны со стеной, но плотно приставлены к ней вплоть до создания единой композиции – это тоже горельефы.

Сравнение

Между горельефами и барельефами есть и отличия, и сходства. Единство заключается в следующих чертах:

  • разновидности скульптурной техники «рельеф»;
  • неразрывно связаны с плоским фоном;
  • берут начало от объемных наскальных рисунков.

Но разница между произведениями искусства куда больше. Следует рассмотреть каждое отличие подробно.

  1. Соотношение объема и плоскости. У горельефа объема более 50%, у барельефа – менее. Барельеф выглядит так, будто круглая скульптура утопает в фоне. У горельефа объем, напротив, будто стремится отделиться.
  2. Перспектива. При создании горельефа ее принципы соблюдаются строже. В барельефах перспективой пренебрегают, чтобы сэкономить время и ресурсы на изготовление скульптуры.
  3. Отдельно стоящие элементы. В барельефах детали не сильно выдаются над основанием. Они будто приплюснуты, вжаты в него. А в горельефах часто встречаются элементы, которые едва связаны с фоном. Они могут выдаваться даже на полный объем, но соединяться с плоскостью тонким перешейком, а потом все еще принадлежать к рельефной скульптуре.
  4. Сложность создания. Горельефы сложнее даются мастерам, поэтому появились позже. Техника барельефов же использовались еще пещерными людьми в эпоху палеолита.

Материалами и инструментами создания данные рельефы не отличаются. И тот, и другой подтип могут быть созданы из глины, гипса, мрамора, дерева.

Интересно, что техники могут сочетаться. В современном интерьере используют прием, при котором часть скульптуры едва выдается над стеной, а часть сохраняет более 50% объема.

Красивые примеры

Рельефные скульптуры создавались в Древнем Египте, Древней Греции, Риме. В Средневековье наблюдался спад популярности рельефов, но в эпоху Ренессанса полуобъемные скульптуры вернулись в моду. Поэтому примеры барельефов и горельефов можно найти в любой стране.

Самый известный пример горельефа – Пергамский алтарь. Его основание украшено объемными изваяниями богов и титанов. Сюжет классический – битва между противоположными сторонами. Алтарь был создан в промежутке между 228 г. до н. э. и 170 г. до н. э. и посвящен победе пергамского царя Аталла I над варварами. На восточной стороне алтаря изображены олимпийские боги, на других сторонах – боги стихий.

Периметр памятника архитектуры настолько длинный, что делится на несколько самостоятельных рельефов. Так, выделяют «Битву Зевса с Порфирионом» и «Битву Афины с Алкионеем». В настоящее время алтарь находится на реставрации в Берлине, откроется для публики в 2023 году.

Самый известный в России пример барельефа – Александровская колонна. Основание воздвигнутого в 1834 году памятника украшено аллегорическими женскими фигурами, оружием и доспехами. Барельеф отлит из бронзы, в нем можно увидеть:

  • древнерусские кольчуги;
  • щиты, образцы для которых взяты в Оружейной палате;
  • шлем Александра Невского;
  • броню царя Алексея Михайловича.

Барельефы и горельефы продолжают использовать современные архитекторы. Ими украшают фасады домов, комнаты, скульптуры. Различные вариации рельефов можно увидеть на выставках современного искусства.

Чем отличается горельеф от барельефа смотрите в следующем видео.

Декоративный рельеф в византийской архитектуре 9 -12 вв. Рluteo: uchitelj — LiveJournal

Для многих это прозвучит непривычно, но в декоре византийских храмов как снаружи, так и изнутри применялся декоративный рельеф.  Сейчас эти небольшие плиты с  орнаментом  редко можно встретить на исконном месте, однако они щедро рассеяны по музеям и храмам многих стран. Датируют их 8-10 (реже до 12) веками. В итальянском языке есть специальный термин для подобных плит, являющихся частью алтарной преграды или иного ограждения, разделяющего интерьер церкви на отдельные части — плутео (pluteo) http://it.wikipedia.org/wiki/Pluteo.

Самый убедительный пример — Кафоликон монастыря Осиос Лукас в  Греции(11 в.)
Здесь рельефами декорированы подкупольный барабан и окна как снаружи, так и изнутри церкви.

Самые популярные мотивы орнамента — крест, круг, квадрат, ромб, розетка, крин, плетенка. Плетенка, как правило, состоит из трех или двух валиков, ширина ее постоянная, равномерная, изгибы крутые. Орнамент выполнен в низком рельефе, трактован суховато, статично, композиция симметричная.

В церкви Св. Феодора в Стамбуле (11-12 вв.)  рельефы также расположены в основании окон.

Интересная старая фотография 19 века с фрагментами византийских рельефов, Афины. http://maximus101.livejournal.com/65043.html

Абсолютно уникальный византийский храм — церковь Малая Митрополия, в Афинах (12 век). Ее фасад облицован множеством разновременных плит с рельефом самых разных стилей, но среди них встречаются и знакомые нам ромбы, круги и розетки. Очевидно, что эти рельефы были взяты из более древних разрушенных памятников. Кстати, эта церковь демонстрирует, что интересующий нас декор имеет раннехристианские корни.http://theofilakt.livejournal.com/17309.html

И вот еще одно подтверждение — раннехристианский саркофаг…

… и аналогичный орнамент на рельефе в одной из старых церквей Рима. В обоих случаях редкая для византийского орнамента динамика спиралей.

Как уже было сказано, подобные рельефы можно встретить в самых разных местах. Этот образец из турецкого города Конья.
«Иконий (Кония). Фрагменты византийских алтарных преград в местном музее»

А эти сполии можно увидеть на фасаде Собора Сан-Марко в Венеции.

Церковь Св. Николая, Демре, Турция.

Характерные примеры pluteo в римских церквях Сан Клементе (сверху) и Санта Сабина(снизу).

В нартексах очень многих римских церквей можно посмотреть целые выставки pluteo, которые сохранились, вероятно,
от более древних построек на месте ныне существующих, или были алтарными преградами нынешнего интерьера.
http://ornament-i-stil.livejournal.com/308945.html
http://theofilakt.livejournal.com/81655.html

Церковь Св. Апостолов в Афинах. Фрагмент фасада и интерьер http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Agii_Apostoli.jpg

Здесь плитами с рельефом декорирована алтарная преграда, знакомые мотивы прослеживаются даже на таком плохом фото.

Портал Кафедрального Собора Сованы (Собор 8 — 13 вв.), Италия. Рельефы уложены хаотично, что свидетельствует об их повторном использовании.

Иногда на подобных рельефах можно встретить изображения животных и птиц, но это предмет для отдельного рассказа.

Рельеф в интерьере — Заметки декоратора — LiveJournal

Настенный рельеф-картина, рельеф на стене «Цветы». МаршалЫ

Рельеф как вид скульптуры появился давно. Шумеры, египтяне, персы любили украшать рельефными изображениями фасады и интерьеры. Мало того, рельефы нередко тонировали, – вообще скульптура в древние времена была цветной и часто инкрустировалась драгоценными камнями.

Изображение в рельефе (фигурное или орнаментальное) выступает над плоскостью фона или, наоборот, углубляется в него. Различают низкий рельеф (барельеф), где изображение выступает над плоскостью не больше половины своего объема. Высокий рельеф (горельеф), где изображение выступает сильно. Углубленный рельеф (контррельеф) полностью противоположен барельефу.

Знаменитые древнеегипетские рельефы, например, выполнены в технике углубленного рельефа (так называемого анкрё), где изображение создает вырезанный на плоскости контур.

Интересной разновидностью рельефа являются маскароны – скульптурные украшения в виде головы человека или животного. Они могут быть гротескные, романтические, нейтральные или фантастические.

Материалы для рельефа различны: камень, глина, цемент, металл, дерево. Техники создания – лепка, резьба, чеканка.

Разумеется, если Вы хотите украсить рельефом всю стену, процесс будет долгий и кропотливый. Однако небольшой рельеф можно изготовить отдельно и затем повесить на стену как картину. Мы делаем такие рельефы (барельефы и углубленные) для кабинетов, гостиных, спален, бассейнов.

Кроме того, рельеф может стать частью росписи – например, выступать из нее, подчеркивая иллюзию глубины. Интересно также сочетать штукатурку с рельефным орнаментом и тонировкой.

Таким образом, в современном оформлении интерьеров рельеф может являться главным акцентом оформления или играть вспомогательную роль – быть частью художественной росписи, элементом художественной штукатурки или же декоративным объектом, дополняющим оформление.

что это такое? Рельефные картины на стенах в интерьере, другие формы барельефа. Инструменты и формы

Дизайн интерьеров – это особый вид искусства. Очень важно, чтобы внутреннее пространство дома полностью соответствовало вкусам и предпочтениям его жителей. Среди большого разнообразия существующих сегодня дизайнерских решений особое место занимают барельефы. В статье мы подробно поговорим о том, что из себя представляют барельеф, каковы их особенности, а также как эти украшения используют дизайнеры интерьеров.

Что это такое?

В архитектуре барельеф – это вид скульптуры, который представляет собой выпуклое изображение. Однако при этом необходимо учесть тот факт, что данное изображение не может выступать из плоскости своего фона больше, чем на 50% (от общего объема). Часто барельеф также называют лепкой или декоративной штукатуркой. Если анализировать историю возникновения барельефа, то необходимо сказать, что первыми скульптурами данного типа можно считать наскальную живопись первобытного человека. В древности такую технику использовали многие народы, а именно: египтяне, жители Месопотамии, Индии и другие. Благодаря развитию и распространению барельефов современные историки могут с достаточной точностью восстановить события. Особой популярностью барельефные формы пользовались на древних территориях таких государств, как Греция и Рим. На тот момент ими украшали храмы.

Барельеф в качестве интерьерного украшения может использоваться в самых разных стилях, например, готике, барокко, модерне. Если вы хотите оформить свое жилище в одном из таких направлений, то стоит задуматься о создании барельефа.

Плюсы и минусы

Как и любое другое дизайнерское решение, барельеф характеризуется и положительными, и отрицательными особенностями. Прежде чем создавать такую композицию в своем доме или квартире, стоит оценить все имеющиеся за и против, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем решении. Например, огромное значение имеет исходный материал изготовления. Ведь в зависимости от сырья будут варьироваться уровни сложности и комплексности создания барельефа. Самым трудоемким считается барельеф из камня, так как он требует от скульптура самого высокого уровня мастерства и профессионализма. В первую очередь это связано с тем, что даже небольшая ошибка может испортить общее впечатление от композиции. Для создания интерьерного украшения из дерева понадобится овладеть техникой резьбы. При этом самым распространенным материалом считается глина – с ней справится практически каждый человек.

А также от того, какая техника изготовления композиции используется, зависит её мобильность. Если придерживаться традиционных способов, то перемещать композицию с места на место не получится, что является, скорее, недостатком. В случае же использования специально предназначенной подставки-холста, где будет выполняться работа, полученную лепнину можно перемещать по желанию в любое место. Возможность выполнить барельеф на холсте можно отнести к плюсовым особенностям этого вида искусства.

К положительным сторонам барельефа можно отнести и тот факт, что он позволяет сохранять масштаб 1: 1, экономя при этом на материалах.

Виды

Барельеф можно изготавливать из самых разных материалов, например, из дерева или шпатлевки, применив соответствующую технику. При этом могут получаться разнообразные виды оформления. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Высокий

Этот вид барельефа носит название горельефа. Его отличительная особенность заключается в том, что он значительно выступает из своей фоновой плоскости, создавая высоту и объем композиции.

Низкий

Углубленный вид барельефа называется контррельефом (низким рельефом). Здесь изображение не выступает над плоскостью основания, а, наоборот, углубляется в неё. Часто углубленную композицию используют в качестве основы для создания литых барельефов.

Смешанный

Такая разновидность барельефа встречается чаще всего. Она совмещает в своих композициях как углубленные, так и выпуклые части. Таким образом, в зависимости от индивидуальных вкусовых предпочтений и стилистики помещения можно выбирать тот или иной вид барельефа и приступать к созданию необычных скульптурных композиций.

Используемые инструменты и материалы

При создании барельефа на итоговый результат большое влияние оказывает разнообразие факторов, среди которых важнейшее значение имеют используемые инструменты и материалы. В первую очередь к ним следует отнести:

  • резиновый мячик – пригодится для замешивания исходных смесей;
  • специализированные шпатели для лепки (или мастихины) – следует подготовить шпатели разных размеров в наборе;
  • выпукло-вогнутые шпатели;
  • художественный нож;
  • кондитерский шприц с насадками;
  • живописные кисти разного размера;
  • наждачная бумага;
  • шпатлевка;
  • алебастр;
  • гипс;
  • краска.

При этом очень важно тщательно и внимательно подходить к подбору инструментов и материалов. Рекомендуется соблюдать ряд простых правил при выборе и покупке:

  • приобретайте товары проверенных брендов и производителей, которые пользуются хорошей репутацией среди профессионального сообщества;
  • заранее изучите отзывы о том или ином товаре;
  • выбирайте продукцию средней ценовой категории, так как в этом случае соблюдается оптимальное соотношение цены и качества;
  • за покупкой обращайтесь только в официальные магазины и представительства, чтобы избежать покупки некачественного или поддельного товара.

Технология выполнения работ

Следует сразу пояснить, что барельефы выполняются вручную. Только таким образом вы сможете получить качественную и эстетически привлекательную композицию, ведь, по сути, создание барельефа – это отдельный вид искусства.

Полезный совет: если вы не стремитесь к уникальности и оригинальности либо создаете барельефы в больших масштабах, то можете использовать специальные штамповки из гипса.

Считается, что прежде чем создавать рельефную роспись, которая станет украшением вашего жилища, нужно провести тестовую работу. Можно потренироваться на любом удобном и имеющемся в наличии материале. При этом для создания пробных композиций в роли холста можно использовать фанеру с рамкой из деревянного материала. К дизайну барельефа непосредственно на стене или потолке следует приступать только после приобретения уверенности в своих силах и хотя бы небольшого опыта.

    Поэтапно ход выполнения работ по оформлению барельефа выглядит следующим образом.

    1. Первый этап создания барельефа – это тщательная подготовка основы. Чаще всего в качестве основы выступает обычная штукатурка. Более продвинутые и опытные мастера используют материал под названием «марсельский воск». Выбранную основу нужно нанести на холст (фанера или непосредственная поверхность стены или потолка), выровнять и придать рельеф. Для создания ощущения рельефа можно использовать практически любые подручные материалы (например, спонж, поролон, куски ткани).
    2. После подготовки основы следует заняться переносом рисунка с трафарета на холст. Для этого контур рисунка нужно плотно вдавить в слой-основу (это нужно успеть сделать до того, как данный слой просохнет).
    3. На этом этапе уже существующему плоскому рисунку-заготовке нужно придать необходимый для барельефа объем. Для этого используют специально предназначенную смесь для лепки (чаще всего используется алебастр, так как он характеризуется высоким уровнем прочности). С другой стороны, не рекомендуется применять гипс, который по своим внутренним характеристикам является очень хрупким материалом. Для создания объема нужно смешать сухой порошок алебастра с водой до однородной консистенции. После этого, нанося слой за слоем, можно придавать своему рисунку необходимый объем.
    4. Когда в процессе формирования авторской композиции возникнет необходимость создать углубление, то это можно сделать посредством выскребания лишнего материала.
    5. Если нужно прикрепить к барельефу дополнительные элементы, то это делается в тот период, пока материал еще не засох. Кроме того, если работа идёт медленно и материал высыхает, то его периодически рекомендуется смачивать водой.
    6. Особенно внимательным и аккуратным нужно быть в процессе создания крупных по размеру деталей барельефа. Для обеспечения максимальной устойчивости рекомендуется использовать проволоку, которая будет выполнять роль своеобразного каркаса.
    7. После окончания процедуры нужно дождаться того момента, когда барельеф полностью высохнет. После этого нужно отшлифовать всю композицию для получения законченной композиции. Процесс шлифования рекомендуется осуществлять при помощи наждачной бумаги. Верхним слоем может стать слой грунтовки или водоэмульсионной краски.

    При соблюдении всех этапов и старательном исполнении работы с учётом рекомендаций специалистов должен получиться качественный барельеф, который будет обладать эстетически привлекательным внешним видом и достаточной прочностью, чтобы прослужить долгое время.

    Крепление к стене

    Процедура крепления барельефа к стене зависит от техники создания композиции. Если работа производится непосредственно на стене или потолке, то данный вопрос отпадает сам собой. В других же случаях придется использовать дополнительные материалы. Так, для крепления барельефа к поверхности чаще всего используют жидкий силикон или специальный клеящий раствор для барельефов. Кроме того, при необходимости места стыков необходимо затереть шпатлевкой. Это нужно сделать для надежности, а также для придания композиции привлекательного внешнего вида.

    Так или иначе, материал основы для барельефа должен быть максимально надежным и крепким.

    Интересные дизайнерские идеи

    При изготовлении барельефа для украшения внутреннего оформления жилого помещения можно использовать традиционный либо более оригинальный подход, а также изобрести собственный рисунок либо воспользоваться уже готовым трафаретом. В первую очередь следует отметить, что такой предмет дизайна хорошо вписывается практически в любое помещение в квартире или доме. Особенно он уместен в прихожей, спальне, детской комнате и ванном помещении.

    Главное, чтобы барельеф своим изображением подходил к стилистике окружающей обстановки: лофт, классика, минимализм, классицизм и так далее. При этом скульптурой этого типа можно украшать камины, арки, а также создавать обрамление для картин или даже панно. Таким образом, барельеф станет акцентным элементом интерьера. Рассмотрим несколько вариантов внедрения барельефа в интерьер.

    Абстракция

    Барельеф-абстракция отлично впишется в любой стиль интерьера. Его можно создавать как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от общей стилистики помещения можно выделять скульптуру ярким и контрастным цветом либо делать его незаметным – в тон общей цветовой палитре.

    Анималистичный принт

    Любителям животных понравится барельеф в виде павлинов, льва, рыбы, птиц и других обитателей планеты Земля. При это можно создать как композицию из одного животного, так и более наполненную картину (например, сафари или морское дно). Если есть желание создать такое оформление в детской комнате, то можно использовать для этого изображения мультипликационных или сказочных животных. Детям повзрослей понравится, например, барельеф, на котором будет изображена змея или даже средневековый дракон.

    Флора

    Наиболее популярная разновидность барельефа – пейзаж. Например, прекрасно смотрится цветочный принт с колокольчиками и ромашками, а также удачным решением является лепное дерево или виноградная лоза. Такие композиции будут отлично выглядеть в прихожей и на кухне.

    «Карта мира»

    Любителям путешествий рекомендуется создать необычный и оригинальный барельеф пол названием «Карта мира». При этом следует максимально четко прорисовать все континенты и океаны. При желании можно закрашивать в яркий цвет те страны, где повезло уже побывать (либо ставить на них символичные картинки, например, флажки).

    Горы

    Барельеф в виде гор отлично впишется в гостиную или спальню. При этом вы можете создать его цветным (например, заснеженные горы или горы с зеленой травой) или в тон стены. Кроме того, вы можете у подножия гор создать озеро или деревню.

    Замок

    Такое изображение отлично подойдет для спальни и украшения детской комнаты для девочки. При этом можно создать как вымышленный, так и реально существующий замок.

    Ангелы

    Такой вариант хорошо впишется в детскую комнату. В зависимости от пола ребенка ангелы могут иметь внешность девочки или мальчика. При этом в данной ситуации рекомендуется использовать только пастельные и нежные оттенки, а не яркие неоновые цвета.

    Орнамент

    Барельеф в виде орнамента является одним из самых простых в исполнении. Он в большей степени подойдет для классических интерьерных стилей.

    Таким образом, существует огромное количество вариантов и идей барельефа, которые смогут отлично вписаться в любое помещение. Но в первую очередь нужно отталкиваться от вкусов и предпочтений тех членов семьи, которые будут проживать в них. Барельеф можно изготовить как самостоятельно своими руками, так и попросить помощи у профессионалов.

    При этом очень важно ориентироваться не только на мастерство исполнителя, но и на качество используемых инструментов и материалов.

    Основные правила содания барельефа смотрите в следующем видео.

    Рельеф (скульптура) — это… Что такое Рельеф (скульптура)?

    Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

    В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

    Виды рельефа:

    • Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
    • Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
    • Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
    • Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике[1].

    См. также

    • Маскарон — декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.
    • Рельеф

    Примечания

    Литература

    • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 327. — 416 с. — 500 000 экз.
    • «Архитектурный словарь»

    Ссылки

    Горельеф в геральдике

    стоковых иллюстраций декоративных рельефов — 13 703 стоковых иллюстраций, векторных изображений и клипарт декоративных рельефов

    Декоративный рельефный фон. Декоративный абстрактный фон с рельефным восточным узором. 3D иллюстрации

    Бесшовная текстура коричневого цвета, декоративная напольная и настенная плитка с рельефом. Изображение хорошего качества

    Декоративный фон текстуры с белыми шестиугольниками.Декоративный рельефный фон на основе геометрической формы шестиугольника. Декоративный абстрактный фон

    Бесшовная текстура синего цвета, декоративная напольная и настенная плитка с рельефом. Изображение хорошего качества

    Бесшовная текстура из зеленой, декоративной напольной и настенной плитки с рельефом. Изображение хорошего качества

    Наклейка черного силуэта, скругленный прямоугольник, элегантная геральдическая декоративная рельефная рамка.Иллюстрация

    Декоративная бетонная стена с рельефом, похожим на большую кирпичную кладку, окрашенную ярко-зеленой краской.

    Геральдическая декоративная рамка с решетчатым рельефом с перфорированной поверхностью. Иллюстрация

    Наклейка черного силуэта изящная геральдическая декоративная рельефная рамка. Иллюстрация

    Барельефная рамка 3D Vector, виньетка с орнаментом, декоративная тарелка, праздничный узор.Белый узор, шаблон поздравления

    Барельефная рамка 3D Vector, виньетка с орнаментом, декоративная тарелка, праздничный узор. Белый узор, шаблон поздравления

    Барельефная рамка 3D Vector, виньетка с орнаментом, декоративная тарелка, праздничный узор, белый узор. Шаблон поздравления

    Барельефная рамка 3D Vector, виньетка с орнаментом, декоративная тарелка, праздничный узор.Белый узор, шаблон поздравления

    .

    18 812 Декоративные рельефные фотографии — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime

    Декоративное рельефное стекло в двери. Задний план. Крупный план. Черно-белое изображение

    Синяя декоративная рельефная штукатурка на стене. Крупным планом

    Абстрактный фон гранж декоративный рельеф темно-синий. Абстрактная гранж декоративная рельефная темно-синяя текстура стены штукатуркой.Широкоугольный грубый цветной фон с

    Абстрактный фон гранж декоративный рельеф темно-синий. Абстрактная гранж декоративная рельефная темно-синяя текстура стены штукатуркой. Широкоугольный грубый цветной фон с

    Круглая декоративная рельефная лепнина из глины. С растительным орнаментом на белом потолке в интерьере абстрактного классического стиля

    Золотая декоративная рельефная штукатурка на стене.Золотая декоративная рельефная штукатурка на стене, вид вблизи

    Декоративная тарелка с рельефом корабля в Греции. Английский перевод текста внизу — «Керкира», название греческого острова

    .

    Декоративная рельефная облицовочная плита, имитирующая камень на стене. Крупным планом

    Декоративный рельеф на стене древнего храма Ангкор-Ват в Камбодже.Фото высокого качества

    Декоративная рельефная штукатурка на стене в черно-белом цвете. Крупным планом

    Декоративный рельеф из терракоты. Лицо девушки с изящным дизайном с цветами — декоративный рельеф в терракоте

    Декоративный рельеф и знак за пределами Палаццо Подеста или Николозио Ломелино на 7 Via Garibaldi в Генуе, Италия. На фото — декоративный рельеф и знак снаружи

    .

    Декоративные рельефные облицовочные плиты.Имитация камней на стене

    Декоративный барельеф на фасаде Нагорных ворот, Гданьск, Польша. Гданьск, Польша — 5 июня 2018: Декоративный барельеф на фасаде исторического здания

    Декоративная рельефная фиолетовая штукатурка на стене. Крупным планом

    Круглая декоративная рельефная лепнина из глины. С растительным орнаментом на белом потолке в интерьере абстрактного классического стиля

    Круглая декоративная рельефная лепнина из глины.На белом потолке в абстрактном классическом интерьере

    Декоративный барельеф в Синопском парке. Сухуми, Грузия — 19.09.2018: декоративный барельеф в Синопском парке

    Декоративный барельеф в Синопском парке. Сухуми, Грузия — 19.09.2018: декоративный барельеф в Синопском парке

    Красочная декоративная рельефная штукатурка на стене. Крупным планом

    Декоративное стекло синего цвета с рельефным рельефным рисунком в виде ямок или бороздок.Стеклянный фон бликов, текстуры. Цвет. Концепт 2020 года

    Декоративный рельеф абстрактный гранж светло-голубой. Текстура. Грубый цветной новогодний фон с копией пространства для дизайна

    Белая стена с декоративной рельефной лепниной. Узор, фон фото текстура

    Декоративная тарелка с изображением женщины с ангелом в Греции. Английский перевод текста внизу — «Китира», название греческого острова

    .

    Декоративный барельеф на фасаде исторического здания, Гданьск, Польша.Гданьск, Польша — 5 июня 2018: Декоративный барельеф на фасаде исторического

    Декоративная тарелка с изображением женщины с ангелом в Греции. Английский перевод текста внизу — «Китира», название греческого острова

    .

    Декоративный гипсовый барельеф на стене в виде головы льва. Солнечный день

    Детали и декоративный барельефный орнамент из металла кованых чугунных ворот в качестве фоновой текстуры.Элемент архитектурно-декоративного внешнего ограждения

    .

    декоративный рельеф — определение — английский

    Пример предложений с «декоративным рельефом», память переводов

    WikiMatrix Станция все еще находится в относительно хорошем состоянии, с ее плиточными стенами и декоративными рельефами нетронутыми. Церковь Звартноц в Эчмиадзине. Обычное ползание — Украшение: рельеф на голове (тушь или сухое), тиснение, горячая маркировка. Польские Патенты Метод создания декоративного рельефного узора керамического тела, в частности, на поверхностях стен и потолков зданий WikiMatrix Отлит в 1586 году Андреем Чоховым и отличается богатым декоративным рельефом.Обычные ползунки, кирпичи с отрицательным или положительным декоративным рельефом для обрамления тротуара или обрамления двери или окна. Patents-wipo Метод и устройство для увеличения толщины рельефного декора, процесс и установка для рельефной отделки поверхностейQEDOne из самых замечательных элементов Ара Пацис — это вся очень декоративная рельефная резьба на нижнем фризе. WikiMatrix Работая с помощниками, в том числе членами своей собственной семьи, делла Роббиа до конца своей жизни создал ряд декоративных рельефов и запрестольных образов.WikiMatrix Внешний вид частично украшен романской скульптурой (северный портал, декоративные барельефы и оконные рамы) и имеет два готических южных портала с тонко вырезанными капителями. масштаб в отличие от чрезвычайно расширенных фасадов. Патенты-wipo. Способ по изобретению позволяет получать продукты с более разнообразным внешним видом, формами, цветами, блеском или структурой поверхности, такой как украшения, рельефы, шероховатость и т.п.WikiMatrixДекоративные рельефы из гипса или лепнины могут быть намного больше; эта форма архитектурного декора встречается во многих стилях интерьеров на Западе после Возрождения и в исламской архитектуре. WikiMatrix Оригинальная работа Скопаса на эту тему была перенесена в Рим и утеряна, но сцена хорошо представлена ​​в римском искусстве, начиная с от миниатюрных декоративных рельефов и больших панелей саркофага до обширной мозаики. WikiMatrix Функциональный фасад облицован темной терракотовой плиткой, вертикальное выравнивание подчеркивает изображение, торцевую стену верхней части и пластиковые углубления и декоративные рельефы, использованные для украшения (скульптор А.Kaasik) .WikiMatrix Внешняя сторона коробки украшена рельефными панелями, на которых изображены восемь из Девяти муз, чередующихся с декоративными мотивами. WikiMatrix Это представляет особый интерес, поскольку в нем представлены самые ранние известные важные проявления декоративных рельефов в Индии, вероятно, предшествующие рельефам в Индии. Храм Махабодхи в Бодх-Гайе, или рельефы Бхархута.WikiMatrixСамая важная форма украшения — это рельеф.WikiMatrixСтены часто украшались рельефами, а реже — картинами.WikiMatrixСтороны трибуны были украшены рельефными скульптурами, изображающими венгерский народ, приветствующий своего лидера .WikiMatrix В хорватской романской скульптуре происходит переход от декоративного переплетения рельефа (хорватское переплетение) к фигуративному рельефу. WikiMatrixПространства между триглифами содержат метопы, иногда окрашенные или украшенные рельефной скульптурой.

    Показаны страницы 1. Найдено 894 предложения с фразой декоративный рельеф.Найдено за 12 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 1 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

    .